Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок SaaS в России: настало время решительного рывка

Рынок SaaS в России: настало время решительного рывка

По оценке Минкомсвязи, российский рынок ИT сократился в 2009г. на 80 млрд и составил около 500 млрд руб. Стремительного восстановления здесь ждать не приходится: запланированные еще до кризиса крупные проекты или заморожены, или внедряются в существенно более скромной версии. Все надежды на рост в 2010г. эксперты связывают с развитием SaaS – эта точка потенциального роста еще не отработана российским рынком.

Потенциал российского рынка очень велик, утверждают аналитики и сами игроки. В сфере облачных сервисов и SaaS отечественная отрасль ИТ отстает от ведущих стран в сотни раз. По оценкам Gartner, мировой рынок SaaS в 2009 году превысил 8 млрд долл., из них на Россию приходится всего несколько миллионов. Если общие тенденции в развитии таких направлений, как поиск, интернет-реклама, социальные сервисы и др. соответствуют общемировым, то российский сегмент SaaS уже около 3-х лет "сидит в засаде". Однако, как предполагают участники рынка, время для решающего рывка настало.

Тому есть несколько косвенных свидетельств. Во-первых, увеличилось число игроков в этом секторе. Команды разработчиков SaaS-решений получают инвестиции и выпускают свежие продукты. Так, в ноябре 2009г. сообщалось об инвестициях фонда Almaz Capital в разработчика SaaS-приложений Acumatica, решения которого позволяют вести бухгалтерский учет, составлять финансовую отчетность, выставлять счета и платежи поставщикам, управлять инвентарными запасами и т.д. За первые месяцы 2010г. компания QSOFT успела выпустить как сервис для управления задачами и проектами, так и (совсем недавно) CRM-систему.

Вторым свидетельством перелома ситуации является появление крупных площадок централизованной продажи SaaS-сервисов. Так, в октябре 2009г. компанией SoftKey совместно с компанией Cyscom был запущен  проект Point4ALL. В феврале 2010 SoftLine при технической поддержке Parallels запустил в коммерческую эксплуатацию портал продажи SaaS-сервисов SoftCloud.

Кроме того, в марте 2010г. в целях  популяризации технологий Microsoft для создания SaaS приложений был запущен проект SaaSCatalog. На этом ресурсе ничего не продается – он лишь выполняет функцию каталога и помогает SaaS-провайдерам найти своих клиентов. Разумеется, для включения в каталог SaaS решение должно быть построено на платформе Microsoft.

Картина на двух главных российских облачных площадках не идентичная - большинство запросов пользователей Point4ALL  касаются сервиса "Управление проектами". Следующими по частоте запросов идут сервисы "Управление персоналом" и "Управление продажами". А самыми популярными сервисами среди потребителей SoftСloud являются решения для защиты почты, почтовые сервисы, коммуникационные решения  и средства коллективной работы.

Куда плывут российские "облака"

Российский рынок SaaS делится не пропорционально и представлен разнородными по своему характеру игроками. С одной стороны, крупнейшие мировые ИT-компании  поставляют свои SaaS-решения - среди них  Amazon, IBM, Microsoft, Google и другие крупнейшие игроки, которые и формируют текущий тренд, делая ставку на "облака". С другой стороны, существует сегмент локальных решений, который предоставляет конкретные, направленные на закрытие ежедневных потребностей малого и среднего бизнеса, сервисы.

Перспективы тотального SaaS для крупного бизнеса достаточно туманны, а вот для средних и малых предприятий эта модель потребления ПО является, пожалуй, самой выгодной, и рост российского рынка будет происходить именно за счет удовлетворения потребностей небольшого бизнеса.

"Это должны быть решения самого широкого функционала, востребованного у российского бизнеса: SaaS-аналоги правовых баз вроде "Гаранта" и "Консультанта", CRM-системы, HRM, системы автоматизации основных бизнес-процессов, учета, системы управления совместной работой. Это те решения, которые смогут обеспечить ежедневную практическую ценность для ключевых потребностей клиентов", - говорит Михаил Смолянов, директор компании "Мегаплан", которая одной из первых вышла на российский рынок SaaS.

"Будущее облаков – полное вытеснение традиционного ПО из среднего, малого и микро бизнеса, - отмечает Сергей Мехоношин, директор компании SolverMate (система поддержки клиентов по модели SaaS). -  Потому что это экономически выгодно для них. Функционал таких решений по сравнению с обычными приложениями проще, но он полностью решает целевые задачи. Кроме того, в перспективе будет реализована очень простая интеграция бизнес приложений друг с другом, это станет еще одним важным  отличием от традиционного ПО".

Мировые фавориты – российские примеры

По исследованиям Gartner, в 2009г. самая значительная доля продаж SaaS-решений для предприятий пришлась на сегменты ССС (Content, Communications and Collaboration – контент, коммниукации и взаимодействие) и CRM (управление отношениями с клиентами) - 2,5 и 2,2 млрд долл. соответственно из более чем 8 млрд долл. К лидирующему в мировых продажах 2009г. сегменту относится и российский SaaS-сервис "Мегаплан", который насчитывает на сегодня 5000 пользователей - это среда для совместной работы, которая позволяет управлять задачами и проектами. Ко второму  крупнейшему сегменту продаж SaaS-решений в мире - CRM, относится, например, система поддержки клиентов SolverMate, которая создана для ИТ-компаний, производителей ПО и техники, интернет–провайдеров и других организаций, оказывающих услуги.

Оба вендора придерживаются целесообразности использования модели freemium, когда базовый функционал для обычного пользователя или для маленькой компании, например, когда нужно всего 2 лицензии, бесплатен, а дополнительные полезные функции предоставляются за плату. Так как модель оплаты предусматривает покупку лицензии на определенный период, то отказаться от дополнительной услуги можно практически сразу, как она перестала быть востребованной. Таким образом, корпоративные пользователи будут платить только за то, что нужно для их бизнеса и именно в том объеме, который актуален на данный момент.

Марафон с препятствиями

Несмотря на очевидные плюсы - экономию ресурсов и эффективность, подтвержденные не одним кейсом, российские средние и малые компании не торопятся переходить на SaaS. Причин тому несколько.

Кейс: как работает экономия при пользовании SaaS

Стоимость десктопного ПО для нужд компании складывается из разовых и регулярных затрат. Рассмотрим кейс покупки CRM-системы обычной модели и по модели SaaS на 5 сотрудников офиса.

Разовые затраты:
Стоимость ПО - 30 тыс.руб.
30% стоимости дополнительного (промежуточного) ПО (ОС, базы данных и пр.) – 150 тыс.руб.
30% мощности сервера -  100 т.р.
Внедрение производится самостоятельно, силами собственных сотрудников – в сумме 80 часов на всех, (среднюю зарплату для всех позиций берем за 30 тыс. руб.)
Самообучение пользователей – по 5 часов  = итого 25 чел/часов
Собственный администратор - 8 чел/часов
Итого разовых затрат: 135 тыс.руб.

Постоянные затраты:
Пподписка на обновления (30% стоимости лицензий),
Ежемесячная установка обновлений - 8 чел/часов
Ежемесячное  резервное копирование - 1 чел/час
Ежемесячная профилактика оборудования  4 чел/час
Электричество - 500 руб.
Резерв запасных частей (1000 руб.в месяц),
Поддержка пользователей (8 часов).
Итого постоянные затраты: 4500 рублей.

При покупке SaaS-решения (например, SolverMate) – ежемесячный платеж за одновременную работу 5 сотрудников составит 2990 руб./мес.

Возможные  разовые затраты при использовании SaaS-решения – это первоначальное внедрение и обучение, и возможно какие-то специальные услуги, приобретение которых остается на усмотрение заказчика.

Во-первых, это низкий уровень проникновения интернета в России.  По сути в стране всего несколько "интернет -хабов" – городов с высоким уровнем проникновения широкополосного интернета. Поэтому использование SaaS физически ограничивается качеством доступа.

Тем не менее, нельзя сказать, что данное ограничение является ключевым – ведь даже московский, питерский, екатеринбургский, новосибирский и красноярский рынки, где с качеством канала все очень хорошо, также не охвачены SaaS. вендоры сходятся во мнении, что основными препятствиями для распространения их решений является низкая осведомленность о SaaS-модели предоставления ПО и страх перед размещением данных вовне.

"Нам приходится сталкиваться с недоверием к SaaS, - отмечает Сергей Мехоношин.- Самое распространенное заблуждение, что SaaS - это не надежно. В нашей стране люди привыкли полагаться только на себя и поэтому хотят контролировать то, чем пользуются. Хотя они, не задумываясь, используют почту от Яндекс или Google, а ведь это и есть типичный SaaS-сервис и если вы не платите напрямую, то это не значит, что за него не платят другие, в данном случае – рекламодатели, которые хотят получить доступ к аудитории".

На самом деле, SaaS-провайдер, как компания, предоставляющая услуги, заинтересован в сохранности данных своих клиентов гораздо больше, чем, например, штатный сотрудник. Поэтому вендоры предъявляют высокие требования к уровню защищенности дата-центров, где хранятся данные клиентов, а для доступа к ним используется защищенный протокол передачи данных.

"У поставщиков облачных решений, как и крупных  SaaS-вендоров для построения инфраструктуры привлекаются  высококвалифицированные специалисты в области информационной безопасности. Это сотрудники такого же уровня, как в лидирующих интернет-провайдерах страны, - делится Михаил Смолянов ("Мегаплан"). – Поэтому, благодаря облачной концепции, рядовые пользователи, а также средние и мелкие компании в целом получают доступ как к продуманной инфраструктуре, так и к ценному опыту и знаниям профессионалов высочайшего уровня".

А это значит, что помимо разработки хорошего продукта и его обычного продвижения компаниям, поставляющим софт в аренду, необходимо вплотную заняться ликбезом рынка: постоянно объяснять и демонстрировать на реальных примерах высокую безопасность SaaS-сервисов.

Ксения Чабаненко

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS