Обзор подготовлен

версия для печати
Андрей Висящев

Андрей Висящев:

Банки как никогда ранее стремятся предложить клиентам лучший сервис

Банки стремятся сокращать расходы, переводить капитальные затраты в разряд операционных. Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ, рассказал CNews о том, какие новые ниши в ответ на эти потребности появляются у ИТ-поставщиков, интеграторов, провайдеров финансового сектора ИТ-рынка.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в 2011 году? Каковы главные тренды прошедшего года?

Андрей Висящев: Финансовый сектор ИТ-рынка заметно оживился по сравнению с 2010 годом. В 2011 году бюджеты российских банков на ИТ в среднем выросли на 30–40%. Особенно это характерно для банков первой сотни. Главным трендом автоматизации деятельности банков TOP-100 вновь стала централизация бизнеса. Банки нацелены на стандартизацию бизнес-процессов, быстрый вывод на рынок новых продуктов во всей своей инфраструктуре, предоставление клиентам единых возможностей в регионах присутствия.

Важной задачей для всех банков остается снижение операционных расходов. На первый план выходит самообслуживание клиентов как возможность серьезно снизить затраты. В этой связи банки, с одной стороны, продолжают активно развивать дистанционное обслуживание, а с другой – стремятся сделать визит клиента в отделение более комфортным. Речь идет о внедрении систем электронных очередей, "электронных кассиров", установке терминальных устройств, обустройстве дилинговых центров, внедрении фронт-офисных систем. Ключевое требование к фронт-офисным системам – обеспечение автоматизации фронтальных бизнес-процессов по всем продуктам, предлагаемым клиенту. Банки сегодня – это финансовые супермаркеты, как правило, предлагающие клиентам мультипродукт, а не услуги по отдельности. Поэтому фронт-офисные системы, "заточенные" исключительно на кредитные продукты – вчерашний день. Сегодня типовое рабочее место фронт-офиса банка должно быть единым окном, в котором операционист видит все банковские продукты, доступные клиенту. Тем самым, не только повышается скорость обслуживания клиента, но и появляется возможность для индивидуальных предложений клиенту (up-sale) или кросс-продаж (cross-sales).

Новый виток интереса наблюдается и к теме ИT-аутсорсинга. Банки начинают переводить этот интерес в практическую плоскость. Растут объемы бизнеса, расширяется линейка продуктов для автоматизации. Годовые бюджеты ИТ-департаментов в крупных банках достигают если не сотен, то десятков миллионов долларов. В данной ситуации аутсорсинг представляется одним из инструментов для сокращения расходов. Он дает возможность превратить капитальные затраты в операционные. Расходы на многие дорогостоящие активы можно свести к минимуму. Интерес банкиров все больше смещается в сторону аутсорсинга процессинговых услуг. В этом плане по-прежнему перспективной для финансовых организаций является передача на внешнее обслуживание систем лояльности, ДБО, биллинга, процессинга банковских карт. Значительно вырос интерес банков к вопросам аутсорсинга ЦОДов и даже аренды АБС.

CNews: Можете ли отметить принципиально новые тренды?

Андрей Висящев: Благодаря новым технологиям, у банков появилась реальная возможность значительно сократить расходы на хранение документов путем создания электронного архива. У крупного банка, активно развивающего розничное направление бизнеса, в месяц прибавляется около 300 тыс. новых клиентских досье, которые впоследствии сшиваются и длительное время хранятся в архивах банка. В 2009-м году ЦБ указанием №2346-У первые регламентировал хранение некоторых банковских документов в специальных фондах в электронном виде, записанными на носители однократной записи, например CD и DVD. Поэтому финансовые организации активно внедряют появившиеся на рынке системы, которые обеспечивают электронное хранение документов.

В 2011 году ЦФТ реализовал несколько проектов по внедрению системы "Электронный архив". По оценкам банков, уже перешедших на электронное хранение документов, они получают существенную экономию. Приведу конкретные цифры. В одном из наших банков-партнеров только за два месяца использования системы в головном офисе и трех филиалах в электронный архив было перемещено более 860 тыс. документов. Экономия за счет отсутствия необходимости распечатывать документы и брошюровать их составила более 250 тыс. рублей. А если учесть затраты на печать и последующее хранение документов в течение пяти лет, то на помещенных за 2 месяца в электронный архив документах экономия составит более 600 тыс. рублей.

CNews: В какой степени вы удовлетворены результатами деятельности компании в 2011 году?

Андрей Висящев: Прошлый год был для нас результативным, как с точки зрения расширения клиентской базы, так и с точки зрения  реализации новых интересных проектов. Мы подписали договоры с банками "Санкт-Петербург", "Мой Банк", "Балтийский Банк Развития", "Еврокоммерц", "Первым объединенным банком", "Номос-Региобанк". Мы реализовали рекордное количество проектов в банках TOP-50. В числе крупнейших и знаковых – проекты в "МТС-Банке" (МБРР), "МДМ Банке", "Газпромбанке", банках "Открытие", "Россия". Пожалуй, самым масштабным стал проект в банке "Санкт-Петербург", где в 2011 году был завершен первый этап внедрения системы "ЦФТ-Банк".

Интенсивно развиваются и наши процессинговые сервисы. Наивысшую динамику роста демонстрирует сервис "Золотая Корона – Денежные переводы". Почти 9 млн клиентов перевели с помощью нашей системы свыше $8,7 млрд. Безусловно, такие результаты достигнуты во многом благодаря широкой партнерской сети банков. В 2011 году 112 банков  пополнили ряды участников системы. Сейчас идут масштабные подключения банков "Зенит", "Ак Барс", "Российский Капитал". Платежная карта "Золотая Корона" реализовала в прошлом году интеграционный проект с UnionPay и начала эмиссию кобейджинговых карт "Золотая Корона – UnionPay". Запущен новый сервис "Золотая корона – Погашение кредитов", активно развивается Faktura.ru. К услугам процессинга "КардСтандарт" подключилось 18 новых банков, количество эмитированных банками-партнерами карт увеличилось в 2,3 раза. Итоги развития процессингового направления бизнеса подтверждают увеличение доли комиссионных доходов в общей структуре доходов банков.

CNews: Какие события в жизни вашей компании за 2011-2012 года вы считаете наиболее важными, имеющими для вас стратегическое значение?

Андрей Висящев: В начале этого года мы представили рынку каталог финансовых продуктов ЦФТ. 2012 год проходит для нас под флагом продуктовой стратегии. Банки предлагают своим клиентам почти идентичные наборы стандартных продуктов – кредиты, депозиты, банковские карты, денежные переводы. Это значит, что банки должны как можно меньше усилий затрачивать на технологическое развитие и поддержку таких стандартных продуктов, а конкурировать только сервисом и маркетингом.

А что  получается на деле? Очень часто изменение стандартных бизнес-процессов в системе выполняется только потому, что какой-то руководитель или сотрудник банка хочет что-то делать по-своему. Доработки выполняются даже несмотря на то, что затраты на их выполнение и последующее сопровождение никогда не окупятся. Далее на сопровождение таких "специфических" доработок стандартных продуктов уходит до 80% ИТ-бюджета банка. При этом в абсолютном большинстве случаев такие доработки не дают банку никаких конкурентных преимуществ. Банк, который хочет быстро меняться, быть конкурентным, должен перевернуть это соотношение – львиная доля ИТ-бюджета должна идти на стратегические продукты.

Банк должен сконцентрировать свои усилия на создании уникальных продуктов, отличающих банк от его конкурентов и обеспечивающих за счет этого высокую прибыль. В свою очередь, мы готовы оказывать банкам-партнерам всестороннюю поддержку по созданию, запуску и сопровождению стратегических продуктов. Все стандартные финансовые продукты целесообразно брать у вендора и использовать "как есть", без модификаций. Нужно адаптировать бизнес-процессы банка к системе, а не наоборот. Для этого мы создали каталог из 230 преднастроенных финансовых продуктов, для выполнения всех стандартных операций банка.

CNews: Изменились ли качественно взаимоотношения поставщиков, интеграторов с клиентами за последний год?

Андрей Висящев: Я бы сказал, что взаимоотношения поставщиков ИТ и банков качественно меняются на протяжении последних нескольких лет. Ведущие игроки сектора банковской автоматизации (и мы не являемся исключением) очень хорошо понимают, что рынок конечен, что надо выстраивать с банками-клиентами долгосрочные партнерские отношения. Обе стороны – и банки, и разработчики – многому научились. Одни – правильно и  четко формулировать задачи, строить долгосрочные планы, просчитывать совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой, сроки возврата инвестиций. Другие – качественно улучшать управление ИТ-проектами, предлагать банкам новые инициативы и концепции.

Банковский бизнес постоянно повышает планку требований к ИТ. Сегодня банки как никогда ранее стремятся повысить результативность бизнес-процессов, предложить клиентам лучший сервис. Банки ждут от ИТ-разработчиков высокой скорости реагирования на какие бы то ни было изменения, предъявляют жесткие требования к функциональному потенциалу и масштабированию АБС, срокам внедрения. Все более значимым фактором для банков становится время ввода новых ИТ-продуктов и как можно более легкое и удобное дальнейшее их сопровождение. Большое внимание уделяется и тому, насколько оперативно исправляются ошибки, развивается функциональность продукта. Именно поэтому мы перешли на двухнедельные апгрейды  системы "ЦФТ-Банк". Каждые две недели ЦФТ выпускает очередную версию системы, включающую существенный объем доработок: новые приложения, созданные в соответствии с бизнес-приоритетами банков, модифицированные версии существующих приложений с более развитым функционалом и исправленными ошибками.

Эту практику мы применяем уже больше года и за это время убедились, что наш новый подход к развитию системы способствует не только быстрому развитию функционала или выпуску новых приложений, но и значительно упрощает и ускоряет установку новых версий "ЦФТ-Банк", делает процедуру апгрейдов в банке незаметной как для пользователей, так и для клиентов банка.

CNews: Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего года на ИТ-рынке – облачные технологии. Чего не хватает рынку, чтобы началось массовое обращение к облакам?

Андрей Висящев: Учитывая, что банки сильно ИT-зависимы, они не могут находиться в стороне от этого тренда. О создании в банках частных облаков (private cloud) говорят уже многие CIO. Продвижение же в публичные облака (in public cloud) с размещением АБС на площадке ЦОД сервис-провайдера большинство предпочитает пока лишь обсуждать.

Чтобы привыкнуть к "облакам", потребуется время, адаптация в большей степени связана с психологией, нежели с  технологиями. Уже сегодня размещение АБС на внешней облачной площадке – реальность. Реализованные проекты в России уже есть. Так, в 2011 году ЦФТ приступили к реализации сразу нескольких аутсорсинговых проектов, в ходе которых приобретенная банками система "ЦФТ-Банк" размещается на площадке ЦОДа нашей компании. Первые итоги этих проектов: отсутствие капитальных затрат финансовых организаций на приобретение серверного оборудования, обустройство ЦОД, вместо этого – ежемесячные платежи за потребленные услуги, экономия на процессах внедрения и технической поддержки ПО. Сейчас активно ведутся переговоры еще с несколькими финансовыми организациями о выполнении таких же проектов, обсуждаются SLA оказания услуг. Кейсы есть. Вопрос в другом – насколько быстро этот процесс распространится? Один из сдерживающих факторов – вопрос безопасности, доступа к данным. То есть во многом реалистичность облачных АБС зависит от доверия банков к технологиям и сервис-провайдерам.

Вендоры, серьезно занимающиеся вопросами предоставления площадок для размещения АБС, имеют все необходимые лицензии и сертификаты, связанные с обработкой персональных данных. У таких компаний есть четкое понимание того, как соблюдать законодательство: как на уровне инфраструктурной платформы, ПО, так и на уровне организационных аспектов, связанных с контролем физического доступа к ресурсу, на котором хранятся данные. Поставщики облачных услуг располагают более широкими возможностями для реализации всех необходимых мер безопасности, нежели кто-либо другой. Так, два ЦОДа ЦФТ – основной и резервный – построены по лучшим образцам, выработанным мировой ИТ-индустрией. Банку для создания и поддержки аналогичной площадки пришлось бы затратить колоссальные средства. В рамках предоставления облачных сервисов мы гарантируем нашим клиентам комплексную безопасность данных, в том числе соблюдение требований закона о защите персональных данных, резервное копирование, высокий уровень доступности выделенного канала связи и интернет-соединения.

CNews: Какие задачи стоят перед ЦФТ в текущем году?

Андрей Висящев: Мы планируем вывести целый ряд интересных, новаторских продуктов, будем развивать и совершенствовать свой сервис. Также мы продолжим укреплять позиции ЦФТ в своем сегменте российского ИТ-рынка и в расширять присутствие на рынках стран СНГ.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS