Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Российские СЭД в фаворе. Надолго ли?

Российские СЭД в фаворе. Надолго ли?

Несмотря на то, что кризисные ситуации часто считаются благоприятным периодом для усиления рыночных позиций за счет сокращения долей конкурентов, активность западных вендоров в России, в отличие от отечественных, была относительно невысокой, что привело к снижению спроса на их решения. Смогут ли воспользоваться этим "подарком" российские поставщики?

В течение 2009 года российский рынок  СЭД развивался в контексте мирового и тех тенденций, которые были обусловлены мировым экономическим кризисом. В глобальном и локальном масштабах этот сегмент ИТ продемонстрировал хорошую устойчивость в период экономической нестабильности и начал восстанавливаться раньше других.

Рынок СЭД на фоне остальной ИТ-отрасли продемонстрировал умеренный рост на протяжении всего кризисного периода. По оценкам IDC, по итогам 2009 года ИТ-рынок России сократился на 43%, а сектор КИС упал на 40%. Одновременно с этим в 2009 году в России было зафиксировано большое количество проектов по внедрению систем электронного документооборота, что было связано, в частности, с быстротой окупаемости этих внедрений и наглядным эффектом для бизнеса, в отличие от других более дорогостоящих проектов, в частности, ERP- и CRM-систем. Однако СЭД внедрялись и для дополнения предшествующих проектов по автоматизации, где не происходил полный отказ от бумажного документооборота.

Продолжение кризиса

Одной из основных кризисных тенденций являлось стремление компаний-заказчиков сократить свои расходы на корпоративные информационные системы. Эксперты и игроки рынка сходятся во мнении, что финансовые проблемы изменили не расстановку сил, а само отношение клиента к отечественным СЭД, которые стали восприниматься как самостоятельные конкурентоспособные решения.

При этом размер бизнеса компании и ее отраслевая принадлежность не имеют существенного значения. Западные вендоры так или иначе присутствовали во всех сегментах и до кризиса, и во время него, поскольку решения, использующие исключительно отечественные платформы, занимают лишь очень незначительную часть рынка. Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "Интертраст", считает, что на российском рынке СЭД преобладают продукты российских производителей, однако построенные на сильных промышленных платформах мировых вендоров (IBM, Microsoft).

С точки зрения Ирины Кубликовой, директора по маркетингу компании "БОСС-Референт", тенденция в направлении автоматизации документооборота существенно не меняется последние года 2-3. Зарубежные решения в силу неспособности поддержать без серьезной кастомизации специфику российского бюрократизированного управления документами, пока проигрывают. При этом, отдавая явное предпочтение решениям на платформах мировых лидеров отрасли, в период кризиса и секвестирования ИТ-бюджетов заказчики были вынуждены более основательно подходить к выбору продуктов, просчитывать стоимость владения системой и эффекты от внедрения.

Основные поставщики российского рынка СЭД 2010

Компания Используемая платформа СЭД
"1С" собственная "1С: Документооборот"
Alfresco собственная Alfresco ECM
BBSoftware Microsoft bb docflow
Cognitive Technologies Собственная, .NET, MS SQL Server "ЕВФРАТ"
Directum IS-Builder, .NET Directum
DocsVision Microsoft DocsVision
EMC собственная EMC Documentum
InterTust Lotus Domino/Notes CompanyMedia
Naumen Java Naumen DMS, NauDoc
Optima MS IIS, MS ASP, MS SQL Server OPTIMA-WorkFlow
Oracle собственная Oracle ECM Suite
PayBot MS IIS, MS ASP, MS SQL Server PayDox
БОСС-Референт IBM Lotus Domino; MS SharePoint "БОСС-Референт"
"Ланит" собственная LanDocs
"Летограф" Intersystems Ensemble "Летограф"
"Магнетософт" собственная Magnetico
"Ориент-сервис" Microsoft.Net, SQL SERVER "Ориент-документооборот"
"Питерсофт" 1С: Предприятие 8 ПитерСофт: Управление процессами
"Центр компьютерных разработок" Microsoft .NET "Кодекс:Документооборот"
"Элевайз" MS Windows, MS .NET ELMA: Система управления бизнес-процессами
ЭОС SQL, Oracle, Microsoft Office SharePoint Server 2007 "Дело"

Источник: CNews Analytics, 2010

По мнению Сергея Хахамова, заместителя руководителя департамента по продвижению решений корпорации "Электронный архив", в кризис предпочтение отдавалось либо поддержке уже действующих СЭД и их модернизации, либо установке более дешевых систем, в том числе и Open Source-решений, и отечественных разработок на базе западных платформ. Анастасия Шикалова, консультант дирекции по разработке и внедрению компании Optima document management, считает, что кризис заставил заказчиков более "трепетно" относиться к собственному бюджету, грамотно и осторожно подходить к выбору ИТ-решений, поэтому общее пренебрежение к отечественным разработкам по сравнению с "имиджевыми" иностранными перешло на новый уровень. В результате этого повысился интерес к российским вендорам.

Государственный протекционизм

Некоторые эксперты отмечают, что позиции российских СЭД после кризиса усилились, в том числе благодаря привлечению отечественных компаний к реализации государственных программ, связанных с автоматизацией документооборота в органах законодательной и исполнительной власти. Однако Виктор Сенкевич, управляющий директор PayBot, уверен, что благодаря этому расстановка сил серьезно не изменилась. Он указывает на некоторые трудности в ходе реализации масштабных проектов, на небольшое "сжатие" рынка и изменение пропорций в пользу менее дорогих и более эффективных систем, но не считает пока эти тенденции определяющими.

Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям Directum, согласен с этой точкой зрения, но при этом отмечает, что изменилось соотношение между "коробочными" и "заказными" системами в пользу последних. Тем не менее, утверждать, что зарубежные системы сильно "провалились" или, напротив, "поднялись", пока сложно. Система социальных коммуникаций, общественных взаимоотношений, и, как следствие, ожидания потребителей СЭД в России находятся в таком состоянии, что им больше соответствуют российские системы, чем зарубежные. Это позволяет без искусственных ограничений довольно успешно развиваться российской экосистеме поставщиков ECM-решений, но также существенно ограничивает область их деятельности и приводит к проблемам баланса функциональности ECM-систем. "Если не случится резкого прорыва в бизнес-коммуникациях и отношении к документу, не будет и существенного прорыва в рынке ECM-систем в России. Отечественные СЭД как по функциональности, так и по ценам будут больше соответствовать уровню зрелости российских потребителей", - отмечает эксперт. 

Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink, считает, что большинство заказчиков сегодня хотели бы получать продукт более высокого качества, который чаще встречается все же у западных вендоров, но, поскольку адаптация этих платформ под "советское" делопроизводство является дорогостоящей процедурой, компании обращаются к российским поставщикам.   

Если проанализировать экспертные оценки, сделанные год назад, то можно встретить утверждения, что западные СЭД-продукты более востребованы в крупном бизнесе, где выше нагрузки на систему и больше пользователей, тогда как в малом бизнесе выбирают, как правило, российские решения. При этом постепенно западные решения выравниваются с российскими по цене, а решения российских разработчиков становятся более совершенными по функциональности и производительности. Судя по всему кризис, пусть незначительно, но скорректировал эту тенденцию, немного затормозив процесс "сглаживания".

Запад не проявляет активности

Кризис должен был стать серьезным стимулом для активизации западных компаний на российском рынке. Однако стоит признать, что намечавшимися структурными изменениями они не воспользовались, несмотря на более мощные финансовые и технологические ресурсы. Ответной реакции на кризис и особых инициатив со стороны мировых поставщиков в России тоже практически не было. Владимир Баласанян, генеральный директор ЭОС, полагает, что это связано с тем, что продажи на российском рынке не оказывают заметного влияния на бизнес мировых вендоров в целом. "Баланс между зарубежными и российскими СЭД примерно сохраняется. В условиях посткризисного рынка крупные вендоры ведут более гибкую ценовую политику, предоставляют скидки, а также более тесно контактируют с конечными заказчиками (что раньше было зоной деятельности только партнеров). Драйверами остаются такие отрасли, как нефть/газ, телеком, госсектор, финансы. Специальных программ у зарубежных вендоров для российского рынка нет", - констатирует Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус Консалтинг".

Российские компании, напротив, восприняли кризис не только как вызов, но и как возможность усилить свои рыночные позиции, сделав акцент на маркетинговой активности. В результате, в 2010 году основные игроки имели полное право заявить, что их антикризисные стратегии оказались достаточно эффективными и привели к определенным положительным результатам. Но, тем не менее, смещение интереса в пользу отечественных СЭД, по мнению экспертов, представляет собой просто одно из следствий кризиса, а не закономерность. Платформы ведущих мировых поставщиков ECM-систем и российских СЭД (в т.ч. с платформенными возможностями) находятся в различных нишах, поэтому говорить об их прямой конкуренции не очень корректно. 

Алексей Надеждин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS