версия для печати

«Ситуационные центры в органах госвласти: необходимость или дань моде?

Ситуационные центры в органах госвласти: необходимость или дань моде?

В последние годы рынок ситуационных центров переживает настоящий бум. Несмотря на кризис, проекты в этой области не просто не заморожены - их число постоянно увеличивается. Одна из причин такого положения вещей - то, что экономические катаклизмы заставили руководителей разного уровня осознать необходимость согласованных совместных действий по их преодолению. Эти действия должны быть следствием решений, принятых на основании объективной, актуальной информации и с учетом накопленного опыта.

«Замечено, что руководители хорошо справляются с повторяющимися проблемными ситуациями. В этом случае они некоторое время наступают «на одни и те же грабли», а потом осваиваются. Если при этом ситуации как-то структурируются, т.е. описываются по некоторой схеме, то применение интеллектуальных информационных технологий для поддержки решений трудностей почти не составляет, - считает Александр Райков, профессор, доктор технических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, координатор работы Ситуационного центра Президента РФ с 1995 по 1999 годы. - Если чередование ситуаций не прослеживается, и для накопления полезного опыта информация практически отсутствует, то интеллектуальные информационные технологии могут использоваться для эффективного структурирования имеющейся информации, и, как следствие, - ускорения решения новых проблем».

По мнению Александра Райкова, интеллектуальные информационные системы, являющиеся основой современного ситуационного центра, могут стать инструментом участия граждан России в управлении страной, способствовать развитию и конкурентоспособности бизнеса и повысить качество государственного управления.

Каждому свой – или всем общий

В последние годы процесс создания ситуационных центров в мире уверенно набирает обороты – на сегодняшний день их насчитывается более 300. К примеру, в США существует около 150 таких центров, принадлежащих государственным структурам и крупным корпорациям, а президента этой страны обслуживает 5 ситуационных центров. Несколько десятков СЦ  создано в Европе. В частности, 10 из них расположены в Норвегии. Правительству Германии принадлежит один из самых технически оснащенных СЦ, с помощью которого осуществляется анализ социальных, экономических и политических проблем, возникающих в этой стране. Активно развивается этот рынок и в Японии.

Первым российским ситуационным центром специалисты считают оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, созданный в 1986 году. Позднее используемые в нем технические решения стали основой ситуационного центра руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям. В 1994 г. был создан ситуационный центр при Совете безопасности при президенте, который работает до настоящего времени и осуществляет мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности. В феврале 1996 года появился ситуационный центр в резиденции президента.

По данным компании Polymedia, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 30 действующих СЦ. На федеральном уровне  созданы СЦ Правительства,  СЦ администрации президента, Центр управления кризисными ситуациями МЧС, Ситуационный центр Министерства природных ресурсов РФ, СЦ Росатома, Информационно-аналитический центр Центризбиркома, СЦ в ряде силовых министерств и др. На региональном уровне  наиболее примечательны СЦ мэра Санкт-Петербурга, СЦ губернатора Красноярского края, СЦ полпредов президента. В планах развития сети ситуационных центров для органов государственной власти значатся СЦ губернаторов (около 80), СЦ министерств и ведомств (около 50), СЦ муниципальных образований (около 2000).

СЦ полномочного представителя президента в СЗФО

К сожалению, многие руководители до самого последнего времени воспринимали ситуационный центр лишь как необходимый атрибут работы современного общественно-политического лидера. Именно поэтому, по оценкам экспертов, около 80% средств, затрачиваемых на создание СЦ, расходовалось на красивые экраны. Однако, сейчас положение изменилось, и во многом благодаря инициативе «сверху». «В настоящее время  подготовлены и разосланы руководителям субъектов РФ методические рекомендации по созданию СЦ органов государственной власти, которые обеспечат их совместимость, сократят время и снизят стоимость их создания», - рассказал в интервью CNews Николай Ильин, начальник Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, заслуженный  деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант.

Одновременно раздаются голоса в пользу создания общенационального ситуационного центра. «Десять лет назад было неприличным не иметь своего ситуационного центра. Причем у многих это сводилось к тому, что у чиновника есть телевизор, с помощью которого можно пообщаться с другим чиновником. Сейчас понимают: проще иметь один национальный ситуационный центр, в котором у вас будет свой блок. И возможность ознакомиться с большим массивом информации, чтобы действительно правильно оценить ту или иную ситуацию», - заявил накануне проведения международного салона «Комплексная безопасность-2009» (ISSE-2009) глава МЧС России Сергей Шойгу.

Ситуационные центры – панацея от кризиса?

Сложная экономическая ситуация в стране, по мнению экспертов, положительно скажется на темпах развития системы СЦ. Необходимость в условиях кризиса тщательно  планировать предстоящие расходы позволит руководителям полнее использовать уже накопленный ресурс программно-технического обеспечения, обеспечит поиск новых решений по модернизации телекоммуникационных сетей и заставит создавать типовые проектные решения СЦ. Это должно существенно сократить затраты на их создание, обеспечить интеграцию существующих ведомственных систем управления и заставить организовать информационно-технологическое взаимодействие СЦ в процессе решения межведомственных задач.

Немаловажное значение имеет и существенно возросший за последние годы уровень технической грамотности российских руководителей, что во многом связано с тем, что нынешний президент Дмитрий Медведев широко использует возможности современных ИКТ. «Сейчас среди руководителей преобладает команда, понимающая новые возможности СЦ, территориально распределенной обработки данных. Она мотивирована на применение современной методологии и анализа ситуации и принятия решений», - считает Николай Ильин.

«Создание каждого ситуационного центра зависит от энергии, знаний и желания руководителя, который будет им пользоваться, - продолжает его мысль Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia. - Вообще ситуационный центр – это, прежде всего, инструмент работы руководителя, служащий для оценки кризисной или текущей ситуации, инструмент, позволяющий моделировать и мониторить финансово-хозяйственное состояние региона, социальную напряженность, риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому для его создания требуется активный заинтересованный руководитель, готовый к внедрению ИТ в регионе и к созданию такого  инструмента как ситуационный центр».

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS