[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Константин Новиков: Наиболее высокие темпы роста ИТ прослеживаются в производстве

Константин НовиковИнтервью CNews дал Константин Новиков, директор отделения автоматической идентификации корпорации ДатаКрат.

CNews: Как вы оцениваете темпы информатизации российской промышленности в последние годы? Заметно ли увеличение ИТ-бюджетов предприятий?

Константин Новиков: Развитие ИТ в России вполне прогнозируемо и отражает общемировые тенденции. Говоря об отраслевой принадлежности структур, имеющих наиболее высокие показатели инвестиций в ИТ, можно констатировать, что промышленность входит здесь в число лидеров. Темпы информатизации в данном сегменте в последние годы достаточно высоки. К сожалению, информация подобного рода является закрытой, поэтому говорить о каких-то конкретных цифрах не представляется возможным. Однако можно полагаться на экспертную оценку специалистов, работающих в бизнесе, связанном с распространением информационных технологий — компаний, занимающихся консалтингом и системной интеграцией. Мнения специалистов в основном сходятся в отношении того, что наиболее высокие темпы роста современных ИТ прослеживаются в бизнесе предприятий — производителей.

CNews: Какие секторы отечественной промышленности, по вашим наблюдениям, наиболее активны в своих ИТ-инвестициях?

Константин Новиков: Если проранжировать активность отечественной промышленности по различным сегментам рынка, то, по наблюдениям специалистов корпорации ДатаКрат, получается, что первые места делят металлургия и автомобилестроение. Объяснить активность металлургической промышленности можно тем, что данная отрасль оказалась в наиболее благоприятных условиях за счет востребованности на внутреннем и мировом рынках, что позволило инвесторам, при появлении свободных средств, часть из них вкладывать в развитие информационной инфраструктуры предприятий.

CNews: Дефицит каких ИТ-решений, по вашим оценкам, сейчас наиболее ощутим на этом рынке?

Константин Новиков: При общей тенденции роста, информатизация промышленных предприятий в основном связана с финансовым, кадровым и бухгалтерским учетом. Другими словами, информационные технологии используются более для учета, нежели чем для управления. Если проанализировать текущую ситуацию на рынке, то можно отметить, что перед предприятиями стоят следующие стратегические задачи. Во-первых, обеспечение интенсивного развития за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Что в свою очередь подразумевает снижение уровня любых издержек в цепочке производства, начиная с логистики, касающейся закупок сырья, комплектующих, материалов и заканчивая логистикой, определяющей поставку готовой продукции потребителям.

Во-вторых, задача повышения лояльности потребителей с помощью максимального удовлетворения их потребностей за счет качественного выполнения договорных обязательств — отгрузки продукции в заданном ассортименте, количестве и точно в срок. Именно дефицит решений, связанных с решением стратегических задач предприятий и наблюдается сейчас на рынке. Речь идет, прежде всего, о системах управления цепочками поставок (Supply Chain Management — SCM), системах управления производством с точки зрения идентификации и прослеживания выпускаемой продукции, а так же системах управления складами готовой продукции (Warehouse Management Systems -WMS).

CNews: Наблюдается ли за последнее время рост консалтинговых проектов и увеличение инвестиций в ПО со стороны отечественных промышленных предприятий? Или же основная доля выделяемых на ИТ средств пока тратится на «железо»?

Константин Новиков: До недавнего времени основная доля выделяемых на ИТ средств в основном приходилась на «неспециализированное железо» — сервера, рабочие станции, офисная техника. Однако сейчас отмечается рост готовности предприятий к выделению средств на услуги по обследованию на предмет решения определенных задач управления производством. Например, в разрезе идентификации и прослеживаемости производимой продукции, а так же управления сбытом (склады готовой продукции). С другой стороны, предприятия готовы вкладывать в специализированное оборудование, решающее вышеуказанные задачи — оборудование по маркировке и идентификации продукции (принтеры, сканеры, терминалы сбора данных, оборудование для создания беспроводных сетей).

CNews: Насколько серьезную угрозу, на ваш взгляд, представляет для российских поставщиков ИТ-решений в этом секторе конкуренция со стороны западных компаний?

Константин Новиков: Если говорить о программном обеспечении класса управления предприятием (Enterprise Resource Planning — ERP), то на сегодняшний момент на рынке преобладают решения западных компаний, и видимо, эта тенденция усилится. Западные поставщики имеют многолетний опыт разработки интегрированных систем управления предприятием, догнать их вряд ли возможно, да и не имеет смысла. Однако российский разработчик имеет все шансы занять свое место на рынке решений отдельных задач управления производством и сбытом. С еще большей вероятностью можно утверждать, что на рынке консалтинговых услуг серьезная конкуренция с западными компаниями не актуальна. Специфика организационного управления российских предприятий представляет для западных компаний серьезные трудности.

CNews: Какие факторы, по вашему мнению, могут сдерживать рост спроса на ИТ в российской промышленности?

Константин Новиков: Сдерживают рост спроса на ИТ не столько ограниченные финансовые возможности, сколько недостаточная организационная подготовленность предприятий. Ведь для того, чтобы внедрить информационную систему, первоначально требуется создать модели бизнес-процессов, которые подлежат реформированию. И только после этого наложить на них информационную систему, удовлетворяющую новым технологическим требованиям. Российские предприятия, с одной стороны, не всегда располагают подготовленными кадровыми ресурсами, имеющими опыт самостоятельной четкой формулировки своих потребностей. С другой стороны, они пока не могут свыкнуться с мыслью, что за консалтинговые услуги нужно платить достаточно серьезные суммы.

CNews: Какова доля промышленных предприятий в вашем бизнесе? Планируете ли вы ее увеличение в ближайшее время?

Константин Новиков: Безусловно, промышленный сектор, как самый емкий, представляет наибольший интерес для развития бизнеса нашей компании. Корпорация ДатаКрат инвестирует достаточно большие ресурсы в работу с данной отраслью. Планируется усиление позиций компании на рынке автоматической идентификации для решения задач управления цепочками поставок, идентификации и прослеживаемости на производстве, а также управления сбытом. Для данных участков деятельности предприятия особенно актуально использование систем автоматической идентификации. И если штриховое кодирование ранее использовалось на производстве в основном для решения внешних задач (розничная торговля, требования при экспортных поставках), то в настоящий момент данная технология начинает применяться для внутренних целей контроля, учета и управления. Кроме того, развиваются беспроводные решения и технология радиочастотной идентификации (RFID).

CNews: Какие проекты были реализованы ДатаКрат в этом секторе за последний год?

Константин Новиков: К одним из значимых событий уходящего года можно отнести выведение на рынок информационных технологий в промышленности нового программно-аппаратного комплекса АИ-ПРО. Речь идет о системе мониторинга и управления товародвижением на производстве, в основу, которой положена технология автоматической идентификации. Разработчиками этой системы являются специалисты корпорации ДатаКрат. Изначально проект задуман как решение для автоматизации промышленности, отсюда и название АИ-ПРО (Автоматическая Идентификация в ПРОмышленности).

АИ-ПРО — это новый продукт на нашем рынке, но, несмотря на это, он уже пользуется спросом, им заинтересовались самые разнообразные производственные предприятия. Область применения продукта чрезвычайно широка — это предприятия оборонного комплекса и предприятия производящие товары широкого потребления, крупные торговые организации, имеющие распределительные склады и выполняющие не только хранение продукции, а так же ее комплектацию и предпродажную подготовку. АИ-ПРО выгодно отличается от остальных продуктов данного сектора. Выделю основное преимущество нашего решения: АИ-ПРО изначально несет в себе функционал учета реального товародвижения как на производстве, так и на складе. Замечу, что речь идет об автоматизированном товародвижении, использующем технологию Автоматической Идентификации, которая сводит к минимуму присутствие человеческого фактора. Внедрение АИ-ПРО позволяет исключить из процесса производства ряд негативных моментов — пересортицу, потери продукции в процессе производства и, что скрывать, порой банальное воровство. Показательной цифрой в этом случае является 40% прирост прибыли от отгружаемой продукции.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS