[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Государственное регулирование информатизации промышленности

В истории новой России был продолжительный период, когда предприятия от государства ждали многого. Теперь он, очевидно, закончен. И хотя предприятия по-прежнему позитивно воспринимают те или иные обращенные к ним государственные программы, в целом, пожалуй, уже мало верят в их эффективность.

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время долгосрочное и даже среднесрочное планирование затруднено в принципе, т.к. нет стабильности — и планировать, например, некую «программу развития отрасли до 2010 года» не имеет смысла. Очевидны факторы, затрудняющие такое планирование:

  1. каждые президентские выборы — это точка неопределенности;
  2. периодически дают о себе знать банковские кризисы, последний из которых был отмечен летом этого года;
  3. большинство государственных программ реформирования просто не работают. Вспомнить хотя бы, количество программ, которые были написаны в связи с реформированием ВПК, но при этом были недофинансированы или сорваны. Уже к 1997 году было проведено более 11 попыток выбора оптимальной модели управления реструктуризацией ВПК. В настоящее же время осуществляется как минимум двадцатая программа, однако и ее результаты трудно предсказать.

Государственные инициативы для промышленности сегодня

На данный момент официальных программ регулирования процессов информатизации в реальном секторе экономики нет. Однако в то же время нельзя говорить и об отсутствии здесь каких-либо предварительных шагов. Сегодня в связи с вопросом об участии государства в процессах информатизации промышленных предприятий можно отметить, как минимум, два направления. Во-первых, с 2002 года действует Федеральная целевая программа «Электронная Россия», в числе задач которой — разработка стратегии внедрения ИТ на предприятиях государственного сектора. Во-вторых, в сфере регулирование рынка ИТ проявляют инициативы новые министерства. Так, 2004 год был отмечен двумя такими инициативами — Минсвязи и Минпромэнерго.

ФЦП «Электронная Россия»

Действующая программа «Электронная Россия» содержит раздел «Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор».

В числе задач раздела:

  • сокращение издержек для входа на рынок ИКТ новых предприятий;
  • снижение для отечественных компаний барьеров для выхода на зарубежные рынки ИКТ;
  • стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению прозрачности.

В частности, в рамках данного направления программы будет выработана и начнет реализовываться стратегия внедрения информационных технологий на предприятиях госсектора, в том числе — в ВПК. Одним из результатов этого должно стать создание предпосылок для ускорения развития рынка электронной торговли, формируемого в соответствии с мерами Федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2002 — 2006 годы». Будущая стратегия предполагает принятие на себя государством части издержек по преодолению барьеров входа предприятий реального сектора на рынки ИТ.

Инициатива Министерства связи и информатизации РФ

В действующей программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы) (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 января 2004 г. N 1-р) содержится пункт о необходимости подготовки концепции развития рынка информационных технологий. Указывается, что следует разработать меры, направленные на создание условий для стимулирования развития рынка информационных технологий. Это положение программы относится, прежде всего, к ИТ-компаниям, а не к промышленным предприятиям. Однако меры, которые руководители ИТ-компаний считают необходимыми в рамках разработки такой стратегии, должны быть направлены не столько на оказание поддержки им самим, сколько на стимулирование основных заказчиков ИТ, среди которых на первом месте идут именно промышленные предприятия.

В рамках исследования АП КИТ, были проведены консультации с представителями ведущих российских и иностранных ИТ-компаний, работающих на российском рынке. Можно следующим образом подытожить их мнение по поводу мер, посредством которых государство должно развивать ИТ.

Эксперты отмечали, что ИТ-сектор развивается в зависимости от увеличения спроса на его продукты и услуги в остальной части экономики. Поэтому основная задача государства должна состоять в обеспечении более глубокого проникновения ИТ на внутренний российский рынок через создание условий более глубокого и интенсивного потребления ИТ во всех секторах экономики, не столько через режим благоприятствования самим ИТ-компаниям, сколько через предоставление льгот потенциальным заказчикам ИТ.

В этой связи необходим комплекс мероприятий по стимулированию предприятий реального сектора к внедрению у себя различных видов информационных технологий:

  • следует обеспечить стабильность и предсказуемость в политике, экономике, законодательстве. Это будет способствовать естественному развитию бизнеса до того уровня, когда информационные технологии действительно станут им востребованы;
  • необходимо формирование информационной культуры бизнеса (нужен соответствующий PR, просветительская работа); необходимо повысить компьютерную грамотность менеджмента предприятий, их навыки оформления конкурсных заявок на получение международных грантов. Международные гранты — существенный финансовый поток, механизм оформления которых очень сложен; менеджмент не умеет это делать — соответственно, и в этом направлении нужно вести просвещение;
  • необходимо материальное стимулирование заказчика ИТ-сектора — т.е. льготный режим налогообложения для тех фирм, которые инвестируют в ИТ; инвестиции могут полностью или частично освободится от налогов;
  • следует оптимизировать схемы финансирования крупных проектов. Например, в России программное обеспечение не считается материальным активом в рамках налогового учета (в отличие от США). Необходимо законодательно рассматривать его как материальный актив — тогда на него можно рассчитывать амортизацию, производить лизинг (лизинг — пример крайне удобных схем финансирования, которые сейчас недоступны в ИT-секторе ввиду указанной нормативно-правовой специфики);
  • нужна большая ориентация на международные стандарты (предоставления документации, оценки информационной безопасности и т.д.) — расхождения в стандартах мешает входу предприятий на мировые рынки;
  • требуется в явном виде прописать в бюджете статью расходов на ИТ. В настоящее время такая статья в явном виде отсутствует (разбросана по другим статьям); в результате вести учет расходов сложно, невозможно их оптимизировать. В конечном итоге это отражается на качестве материальной поддержки, осуществляемой государством в отношении предприятий-заказчиков ИТ;
  • программы наподобие «Электронной России» должны быть более сфокусированы. В рамках «Электронной России» существует более 60 подпрограмм (тогда как в США всего 24); это приводит к распылению средств, многие важные проблемы остаются незатронутыми.
  • желательно, чтобы число направлений государственной политики были немногочисленны — пусть всего несколько, но больших, на реализацию которых брошено максимум сил.

Перечисленные меры вполне могли бы стать основной государственной программы по развитию ИТ в промышленности.

Инициатива Министерства промышленности и энергетики РФ

Наконец, стоит отметить шаги, предпринятые Минпроэнерго РФ. 19 октября 2004 года во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации (№ П7–3041 от 6 июня 2003 г.), представители министерства и руководители ведущих российских предприятий ВПК провели совещание «Опыт внедрения электронных систем управления производством (систем ERP) на машиностроительных предприятиях». В работе совещания приняли участие представители руководства Минпромнауки России, Минобороны России, Минобрнауки России, Роспрома, Росатома, Роскосмоса и руководители 82 ведущих предприятий ВПК. Во исполнение решения совещания была проведена экспертиза эффективности внедрения систем ERP, по результатам которой разработаны рекомендации по внедрению указанных систем в машиностроении.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS