[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Автоматизация промышленного сектора

С целью проанализировать специфику рынка информационных систем для промышленных предприятий в России, CNA предприняло экспертный опрос ведущих западных и российских производителей программного обеспечения этого класса. В исследовании участвовали эксперты компаний SAP, Oracle, Microsoft, «Альфа-Интегратор» — «Baan Евразия», Парус, Галактика, Монолит,а также центры компетенции по производству и партнеры фирмы «1С»



Условно, ниши, в которых работают компании-производители информационных систем на российском рынке можно подразделить на три класса:

  • ориентация на максимальное число относительно недорогих проектов (внедрение систем на 10–20 рабочих мест стоимостью от $10–15 тыс. для предприятий с годовым оборотом от $5–10 млн.);
  • ориентация на ограниченное число более дорогих проектов для предприятий того же класса (внедрение систем на 50–60 рабочих мест стоимостью от $60–70 тыс.);
  • ориентация на ограниченное число масштабных дорогостоящих проектов (внедрение ERP стоимостью от $ 0,5–1 млн. и до нескольких десятков млн. на промышленных гигантах с оборотами в несколько сотен млн. долл.).

В первой нише работают главным образом отечественные компании, во второй — как отечественные, так и западные и, наконец, в третьей — пока только западные.

Некоторые современные информационные системы российского производства по многим своим параметрам приближаются к ERP-системам, однако их возможности по управлению всеми подразделениями крупного предприятия как единым организмом все же пока ограничены определенной планкой. При этом они могут даже демонстрировать большую гибкость, чем крупные ERP, и более эффективно использоваться при решении отдельных задач, например, расчет зарплаты на крупном комбинате, но столь высокого как западные системы уровня интеграции пока не достигли. По этой причине сами разработчики отечественных систем зачастую не склонны пользоваться термином ERP, предпочитая заменять его сходными по смыслу понятиями. Таким образом, говорить об отечественных информационных системах как об ERP можно лишь в том смысле, что они работают на рынке информационных систем, но на несколько ином сегменте, нежели Oracle или SAP R3.

Данные опроса CNA показывают значительный, порядка $7 млн., рост оборотов российских производителей систем класса ERP. Подобная динамика говорит о том, что рынок ERP еще не насыщен. Российские системы востребованы как более доступные большинству предприятий по стоимости внедрения и более приспособленные к российским правилам ведения бизнеса (например, к особенностям бухгалтерского и налогового учета). Кроме того, некоторые российские производители ERP выпускают на рынок гибкие модули как раз необходимые тем предприятиям, которые не готовы сегодня потратить значительные средства на комплексное внедрение и ограничиваются информатизацией отдельных подразделений. В силу перечисленных причин на сегодняшний день внедрено больше российских систем.

Специфика западных ИТ-компаний состоит в концентрации усилий на крупнейших заказчиках (с оборотом от $200 млн.). Российские ИТ-компании ориентируются на большое число крупных и средних предприятий. Разделение рынка ERP по размерам предприятий создает для российских производителей потенциальную опасность, что спустя некоторое время под давлением крупнейших компаний может начаться процесс вытеснения российских производителей ERP (процесс унификации под функциональные особенности западных систем). Этот процесс может быть усилен давлением иностранных инвесторов, желающих видеть также и на средних предприятиях (объектах инвестирования) ERP мирового уровня. Это означает, что сегодня ведущим российским производителям ERP необходимо приложить максимальные усилия для доработки своих систем под нужды крупнейших предприятий. По возможности следует также продвигать свои бренды на мировой рынок.

Отраслевая структура внедрения ERP в российской промышленностиМатериал в закрытом доступе

Сергей Агабеков, Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Практические аспекты автоматизации промышленности в России

Некоторые аспекты автоматизации промышленных предприятий в столице и регионах комментируют в интервью CNews.ru партнеры компании «1С»: Сергей Цодиков, директор ООО «Форус Консалт» (Иркутск), Владимир Филипенко, генеральный директор ООО «Инсист-Софт» (Омск), Олег Радул, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами, «1С:ВДГБ» (Москва), Михаил Хаскельберг, технический директор компании «Институт типовых решений — Производство» (Москва), Сергей Зырев, руководитель Центра Производственной Компетенции фирмы «Андреев Софт» (Тверь), Станислав Бызов, директор по развитию ЗАО «ЕвроБизнесКонсалтинг» (Москва).

CNews.ru: В чем вы видите специфику и потенциальные сложности работы с предприятиями промышленного сектора?

Сергей Цодиков: На стадии подготовки проекта — это учет работы со многими заинтересованными лицами. Принятие решения о потенциальном проекте предполагает работу с закупочным центром, а не с отдельным лицом. Как правило, подобные лица представляют интересы различных функциональных подразделений в структуре управления промышленного предприятия, которые часто противоречивы. Общеизвестны, например, противоречия между сбытовой и производственной службами. Таким образом, для успешной реализации проекта, необходимо найти, а затем и выдержать баланс интересов.

На стадии проектирования — это более высокая сложность автоматизируемых бизнес-процессов, которые включают закупки, производство и сбыт. При этом дополнительную сложность вносит отраслевая специфика управления производственным процессом, что подразумевает наличие отраслевой компетенции у поставщика решения.

На стадии реализации и отчуждения решения — наибольшее влияние оказывают масштабы внедрения, выраженные в количестве участников процесса автоматизации. Как правило, даже в случае реализации проекта под автоматизацию конкретной функциональной области, например — бюджетирования для крупного предприятия, число только прямых участников проекта на стадии отчуждения может охватывать от 30 до 50 сотрудников экономических служб. Если же сюда добавить еще косвенно участвующий в проекте персонал (скажем, при внедрении системы бюджетирования задействованы руководители линейных и функциональных подразделений — реальных составителей бюджетов), то число участников может достигать и 200 сотрудников. А это может привести к сопротивлению «от инертности», которое также необходимо преодолеть.

Можно упомянуть и другие традиционные сложности ИТ проектов: учет необходимости организации связей с разнообразным унаследованным программным обеспечением, необходимость выстраивания централизованной системы управления распределенной инфраструктуры, многоуровневой системы поддержки конфигураций и т.д.

Владимир Филипенко: По нашему опыту, основные проблемы, возникающие при работе с предприятиями промышленного сектора, — слабое техническое оснащение именно производственной части предприятия, сложность формирования рабочих мест непосредственно в цехах. Здесь сказываются и территориальная распределенность, и наличие агрессивных сред, а также зачастую непонимание руководством необходимости охвата информационной системой предприятия целиком. К специфике можно отнести реальную возможность получать оперативные данные непосредственно из технологического процесса, то есть, возможность использования информационной системы не только как средства учета и анализа материальных и денежных потоков, но и как один из элементов управления технологическими процессами. К примеру, на ОАО «Лузинский комбикормовый завод» нашим специалистам удалось создать стабильную и работоспособную систему управления автомобильными тензометрическими весами, а в производственных цехах проводились работы по объединению системы управления технологическим процессом с учетной системой «1С:Предприятие».

Олег Радул: Специфика заключается в том, что каждое производство само по себе уникально. Производство, скажем, молочной продукции и древесностружечных плит - весьма разные вещи, хотя по сути оба предприятия — производственные. Более того, совершенно разные виды производств могут присутствовать в рамках одного предприятия. Например, один из цехов молочного комбината может сам производить пластиковую тару для упаковки майонеза. В этой связи типовое решение для производственных предприятий должно либо учитывать все возможные особенности различных типов производств (что, безусловно, может приводить к некой громоздкости типового решения), либо содержать очень мощные средства для гибкой настройки решения под любой тип производства.

Михаил Хаскельберг: История многих промышленных предприятий уходит корнями в прошлое «особого подвида плановой экономики». Соответственно, на таких предприятиях исторически отсутствует культура использования комплексных автоматизированных систем, и, как следствие, недостаточно эффективны бизнес-процессы управления. Среди наших клиентов таких не менее 70%, однако, следует отметить, что в последнее время число предприятий с динамичным, современным подходом к управлению заметно увеличивается. Таким образом, когда менеджерский состав инициирует внедрение автоматизированной системы, выясняется, что это практически невозможно сделать без проведения серьезного управленческого консалтинга.

Сергей Зырев: По нашему опыту, в проектах автоматизации управления и учета предприятий промышленного сектора особую важность приобретают такие контуры производства, как управление данными об изделии и управление занятостью (загрузкой) производственных центров. Именно эти участки представляют наибольшую специфику — то есть, само производство. Именно поэтому наибольшую сложность в реализации проектов автоматизации, на наш взгляд, представляют именно те промышленные предприятия, в которых информационные системы по самым разным причинам либо не полностью автоматизировали производственные циклы, либо автоматизировали недостаточно комплексно, обособленно от других процессов предприятия. Как нам представляется, иногда проще построить с нуля, чем перестроить.

Станислав Бызов: На наш взгляд, многим российским промышленным предприятиям в настоящее время требуются значительные инвестиции в их производственную базу, и, как следствие, инвестиции в информационные технологии могут восприниматься руководством таких предприятий как дополнительное бремя. При этом мы считаем, что эти процессы неразрывно связаны друг с другом. В этой связи хотелось бы, в первую очередь, отметить не всегда достаточную готовность руководства предприятий к новациям, возможному реинжинирингу бизнес-процессов, инвестированию в автоматизированные системы управления и учета, подбору и подготовке кадров, готовых применять такие технологии. В дополнение к вышесказанному, при создании информационных систем нам хотелось бы опираться на современную нормативную базу планирования производства, которая, к сожалению, недостаточно развивалась в последние годы во многих отраслях промышленности.

CNews.ru: Какие задачи российских промышленных предприятий сейчас в первую очередь требуют автоматизации, на ваш взгляд?

Сергей Цодиков: Из нашей практики, есть несколько направлений. Во-первых, комплекс задач контроля и управления издержками. На предприятиях зачастую имеются буквально «черные дыры» — центры затрат, формирующие высокий уровень издержек. В частности, практически неотнормированные по затратам службы технического обслуживания и капитального ремонта. Да и в такой области, как управление закупками и запасами, тоже не все обстоит благополучно.

Во-вторых, переход от котлового учета затрат к управленческому учету и расчету эффективности по различным сегментам: продукции, центрам ответственности, оборудованию, поставщикам и клиентам. В-третьих, задача управления логистикой. Именно управления, а не только учета. Это подразумевает выстраивание разных схем, в зависимости от того, в какую группу АВС попадает та или иная группа запаса, анализ оборачиваемости запасов и другие, аналогичные задачи. Мы, например, встречались с ситуацией, когда предприятие продолжало выпускать продукцию в течение 3 месяцев после прекращения финансирования закупок сырья — таков был уровень запасов. И это не редкость.

Владимир Филипенко: Первоочередными задачами по автоматизации производств, по моему мнению, являются банальные проблемы учета сырья и готовой продукции. На многих предприятиях, с которыми нам приходилось работать, существуют еще значительные резервы для совершенствования и развития систем управления и учета, привязки учета в информационной системе предприятия к реальным цифрам, выдаваемым технологическим оборудованием.

Олег Радул: На каждой стадии развития предприятие сосредоточено на решении узкого круга наиболее актуальных задач. Решая их, в том числе и с помощью автоматизации, предприятие переходит на новую стадию своего развития, сталкиваясь уже с новыми задачами. В таких условиях успешная реализация проекта автоматизации может повлечь начало следующего проекта с новыми целями. Мы стараемся предлагать такие решения, которые нацелены как на актуальные задачи, так и на те, которые станут актуальными завтра. Это возможно, например, при блочном внедрении такой комплексной системы как «1С:Управление производственным предприятием 8.0».

Михаил Хаскельберг: Требования предприятий к функционалу автоматизированной системы, как правило, начинаются с относительно простых «учетных» механизмов, и смещаются в сторону более сложных управленческих задач по мере того, как запуск в эксплуатацию первых очередей автоматизированных систем начинает приносить реальный результат. Другими словами, есть задачи наиболее срочные, а есть — наиболее важные, и чаще всего они не совпадают. Обычно автоматизация начинается с того, что руководство осознает необходимость и важность таких задач, как объемно-календарное планирование (материальное и ресурсное), но при этом самым «горящим» вопросом, с которого начинаются проекты, обычно является сквозной учет хозяйственных операций для обеспечения «прозрачного» контроля всех процессов, происходящих на предприятии.

Сергей Зырев: Из нашей практики наиболее приоритетными задачами при построении информационных систем являются автоматизация производственного контура (проектирования изделия), закупка материалов под заказ с сохранением данных поставщиков, управление отношениями с поставщиками и клиентами.

Станислав Бызов: Наиболее актуальными задачами для промышленных предприятий в настоящее время, на наш взгляд, являются управленческие. При этом роль правильно поставленного комплексного учета с использованием современных технологий только увеличивается.

CNews.ru: Как можно охарактеризовать ключевые преимущества решений на базе «1С:Предприятие» для отечественных промышленных предприятий, по сравнению с ERP?

Сергей Цодиков: На наш взгляд, отечественные производственные предприятия не всегда готовы к внедрению систем, используемых зарубежными коллегами. Эффективность их использования зависит от точности нормативов материального состава продукции ВОМ (Bill of materials) и подразумевает высокую исполнительскую дисциплину как на самом производстве, так и в циклах закупки и поставок. На практике не все участки современных российских предприятий хорошо отнормированы, зачастую имеет место несовпадение используемых нормативов ПЭО (планово-экономического отдела) и фактически используемой в цехах технологии. Иногда мы встречались со случаями полного отсутствия документов, описывающих производственную технологию. Попытки внедрять в таких условиях некоторые зарубежные системы и ожидать сравнительно быстрого эффекта представляется малореальным. Следовательно, в первую очередь, необходимо навести порядок на предприятии, что существенно удобней с быстровнедряемыми, «легкими», инструментальными и при этом гибкими решениями. По мнению значительного количества клиентов (наших и коллег из других партнерских фирм «1С») для решения этой задачи лучше подходят производственные системы на платформе «1С:Предприятие», при этом в дополнение к наведению порядка достаточно быстро происходит отдача от произведенных инвестиций. А после первоочередных мер, если это действительно необходимо, можно переходить к внедрению какого-нибудь зарубежного тяжеловеса. Но почему-то думается, что многим российским предприятиям это просто может и не потребоваться.

Владимир Филипенко: Одним из плюсов внедрения систем автоматизации управления и учета на платформе «1С:Предприятие» является, к чему уже многие, возможно, привыкли, профессиональная оперативная поддержка со стороны разработчика, то есть самой «1С». Как следствие, таким количеством партнеров-франчайзи, по моему мнению, на сегодня не может похвастать ни один другой национальный (не только российский) производитель подобных систем. Следовательно, у российских производств в любых регионах в плане внедрения «1С:Предприятие» есть выбор, и немалый. Я бы добавил еще и следующие факторы: уже сформировавшееся, значительное и непрерывно растущее количество высококвалифицированных специалистов на рынке труда, причем, как разработчиков и внедренцев, так и пользователей, также оптимальное соотношение «цена — качество — сроки внедрения». Это привлекает предприятия, желающие сравнительно небольшими ресурсами в короткие сроки наладить все виды учета на предприятии в совокупности с управлением производственными процессами. Ну и еще один, немаловажный момент: «1С:Предприятие» при всей своей индустриальности предоставляет обширные возможности для делового творчества, позволяет решать на базе одной системы практически любые задачи, поставленные заказчиком.

Олег Радул: В нашей практике наиболее часто проявляются следующие сильные стороны «1С:Управление производственным предприятием 8.0». Во-первых, система отражает российскую специфику (причем, как в части законодательства, так и в таких вопросах, как, например, специфика работы группы компаний, находящихся под общим управлением). Во-вторых, это комплексное решение, т.е. система обеспечивает и достаточно высокий уровень автоматизации управления, и отлаженную годами и опытом автоматизацию регламентированного учета и отчетности, без чего построение комплексной информационной системы промышленного предприятия представляется крайне сложной задачей. В-третьих, разветвленность сети «1С:Франчайзи» обеспечивает территориальную близость к заказчику, оперативное обновление и постоянное развитие. В-четвертых, нам кажется оптимальной совокупная стоимость владения системой.

Михаил Хаскельберг: Одно из важнейших достоинств решений на базе «1С:Предприятие» — это адаптированность к российским требованиям по ведению учета на предприятиях. Кроме того, широкое распространение самой платформы сформировало огромный рынок высококлассных специалистов по экономическим программам «1С», чья квалификация и способности к успешному проведению масштабных проектов доказаны практикой. Также не следует забывать, что открытая архитектура технологической платформы фирмы «1С» позволяет качественно адаптировать тиражные решения к специфике ряда конкретных предприятий, не вынуждая их безоговорочно «подстраиваться» под модели, заложенные в типовой продукт, с возможной потерей своих конкурентных преимуществ. Все эти факторы в итоге приводят к высокой эффективности информационных систем на платформе «1С:Предприятие», и относительно низкой совокупной стоимости владения ими.

Сергей Зырев: Наиболее выигрышная сторона промышленных информационных систем на платформе «1С:Предприятие», по нашему мнению — это оптимальное в настоящее время соотношение «цена — качество».

Станислав Бызов: Среди достоинств решений на платформе «1С:Предприятие» мы особо можем отметить механизмы масштабируемости создаваемых систем по принципу «от простого к сложному», как по горизонтальным уровням, так и по структуре. Можно наращивать количество пользователей, расширять функционал каждого информационного блока, относительно безболезненно добавлять новые информационные подсистемы. Далее, соответствующие российской нормативной и законодательной базам продукты «1С» позволяют осуществлять регулярную актуализацию собственных программ, что дает возможность быстро вносить изменения в работающую систему. При этом обеспечен быстрый рост корпоративного банка знаний «1С», которые оперативно транслируются на любой вновь создаваемый тиражный продукт. Отлаженные технологии позволяют создавать и внедрять системы качества — ТСКФ и ТСКП. Все это уменьшает затраты на поддержку информационной системы и улучшает стабильность ее работы.

CNews.ru: Каков потенциал отраслевых решений на базе «1С:Предприятие» для рынка быстрорастущих предприятий, где прослеживается тенденция к укрупнению и постоянному изменению бизнес-процессов?

Сергей Цодиков: Текущий отраслевой набор тиражных производственных решений для управления и учета на платформе «1С:Предприятие» представляет, на наш взгляд, наибольшую рыночную ценность в силу «гуттаперчивости» самой платформы — ее возможности позволяют «выкрутить» готовое решение под специфические отраслевые требования самых разных производств. С выпуском типового решения «1С:Управление производственным предприятием 8.0» и созданием фирмой «1С» Центров Компетенции по Производству, отраслевые решения должны, на наш взгляд, стать еще более разноплановыми и востребованными.

Нам приходилось выполнять внедрение на 350 рабочих мест еще на платформе «1С:Предприятие 7.7». Вряд ли эти масштабы можно считать малыми. Если учесть возможности масштабирования за счет использования механизмов репликации, то названная цифра — далеко не предел.

Владимир Филипенко: Мы успешно провели внедрения отраслевых систем управления и учета на пищевых, нефтехимических и других производственных предприятиях самого различного масштаба, и считаем, что нам вполне по силам поспевать за быстрорастущими бизнесами. В настоящее время продолжаем внедрение системы на ОАО «ОМСКШИНА», одном из крупнейших шинных заводов России. В системе уже зарегистрировано 370 пользователей, и она показала себя очень хорошо. При правильной организации аппаратной части, а также грамотном системном проектировании «1С:Предприятие» можно эффективно применять как на небольших, так и на очень крупных производственных предприятиях. А возможность работы «1С:Предприятие» с внешними приложениями позволяет без особого труда производить интеграцию системы учета непосредственно с технологическим оборудованием и АСУТП предприятий.

Олег Радул: В условиях укрупнения встает задача консолидации управления в масштабах холдингов. Для этого требуется унифицировать управление и учет на предприятиях, как правило, удаленных друг от друга. Отраслевые решения на базе «1С:Предприятие» помогают в решении таких задач, поскольку не только отражают специфику отрасли, но и позволяют заложить в распределенную систему корпоративные стандарты конкретного холдинга. Унифицированные методики, подкрепленные программным решением, способны сравнительно быстро и эффективно внедряться в пределах холдинга благодаря тому, что "1С:Предприятие" имеет механизмы консолидации данных в управляющей компании и централизованной поддержки и развития решения, качественный сервис в России и странах ближнего зарубежья, а также хорошо знакомо большинству работников предприятий.

Михаил Хаскельберг: Наша практика показывает, что чем крупнее предприятие и чем быстрее меняются его бизнес-процессы, тем меньше ему подходят универсальные «межотраслевые» решения. Это связано, во-первых, с ростом роли корректного отражения отраслевой специфики в механизмах автоматизированных систем в успехе и эффективности внедрения, и, во-вторых, с тем, что зачастую требования разных отраслей к функционалу систем иногда являются взаимоисключающими. С другой стороны, в силу изначальной открытости, платформа «1С:Предприятие» позволяет сравнительно легко формировать целую линейку отраслевых производственных решений, основанных на общем функциональном ядре, позволяющем в разы снизить затраты на разработку и сопровождение. Поэтому наша компания считает, что именно специализированные отраслевые решения позволят системам на платформе «1С:Предприятие» занять достойное место на рынке автоматизации современных быстрорастущих производств.

Сергей Зырев: Ответом на данный вопрос может послужить развитие в течение нескольких последних лет справочника внедренных решений на платформе «1С:Предприятие» (ставшего довольно увесистым), в котором наряду с малыми и средними предприятиями, значительно увеличилось число крупных. Эволюционный процесс развития самих организаций находит свое отражение и в развитии их потребностей в автоматизации всех сторон деятельности предприятия, и в развитии экономических продуктов фирмы «1С», и в нашем опыте работы со все более масштабными отраслевыми проектами.

Станислав Бызов: Здесь, на наш взгляд, срабатывает принцип: «Количество партнеров переходит в качество и разнообразие внедрений». Потенциал отраслевых решений состоит из методологической базы «1С», многолетнего опыта партнеров, концентрации знаний, естественной рыночной дифференциации усилий для создания специализированных решений, что, в итоге, существенно экономит ресурсы и время предприятий для достижения целей автоматизации.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS