Обозрение подготовлено

версия для печати
Досмотровое оборудование против террора, контрабанды и хищений

Досмотровое оборудование против террора, контрабанды и хищений

Производство досмотрового оборудования становится быстро развивающейся отраслью промышленности. Не менее быстро растет и список секторов экономики, а также сфер государственного управления России, где оно находит свое применение. Сегодня это оборудование используется для противодействия угрозам государственной, социальной, экономической, личной и имущественной безопасности, а также обеспечения безопасности различных объектов.

Самой важной задачей, которая решается с применением досмотровых средств, является поиск и выявление взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия и боеприпасов — и, прежде всего, для предотвращения террористических актов. Это очень сложная задача, так как террористы непрерывно совершенствуют свои приемы и технические устройства. Поиск и обнаружение веществ и устройств приходится проводить в самых различных условиях — при досмотре пассажиров в аэропортах и других местах массового скопления людей, при приеме багажа, ручной клади и почтовых отправлений, при контроле транспортных средств, контейнеров, продуктов питания, сыпучих грузов и т.д. Досмотровое оборудование также применяется для обнаружения попыток нелегального проноса или провоза запрещенных предметов, контрабанды и наркотиков, то есть для обеспечения экономической безопасности страны и здоровья ее граждан.

В последнее время современное досмотровое оборудование начинает широко использоваться для борьбы с хищениями, “несунами”, на предприятиях, что позволяет снизить экономические потери. Это отчасти может повлиять и на уменьшение количества попыток несанкционированного проноса инсайдерами за пределы предприятия компонентов электронных устройств, разного рода накопителей информации, фотоаппаратов и т.д.

Ранее в статье “Досмотровое оборудование — оружие антитеррора” были рассмотрены основные типы современного досмотрового оборудования, действующие на основе различных физических принципов, в контексте защиты от террористических актов на авиатранспорте. Тогда профессор Московского университета МВД России Андрей Прозоров выделил следующие основные факторы совершенствования досмотрового оборудования: “Это повышение эффективности, совершенствование дистанционных методов обнаружения, увеличение эргономичности, компактности, а также упрощение использования такой техники, возможность ее применения без специальных знаний и развитых профессиональных навыков…” Он особенно подчеркнул, что “…возрастает роль компьютеризации, как локальной, так и комплексной, в рамках которой объединяются приборы, работающие на основе различных методов обнаружения”. Совершенствование досмотрового оборудования за прошедший год соответствовало этим факторам.

Современные средства досмотра пассажиров

Тип детектора Пропускная способность, чел/час Металли-ческое оружие Неметал-лическое оружие Взрыв-чатые вещества Нарко-тики Деньги, ценности Носители инфор-мации
Рентгенотелевизионный сканер 225 Да Да Не всегда Не всегда Да Да
Детектор паров и частиц ВВ 276 нет нет Да Да нет нет
Радиолокационный сканер 600 Да Да Да Да Да Да
Металлодетектор 750 Да нет нет нет нет нет

Источник: Борлас Секьюрити Системз, 2007

Отметим, что наиболее широко в настоящее время для выявления взрывчатых веществ и взрывных устройств при досмотре людей, контроле багажа и ручной клади используются установки с применением рентгеновского излучения.

Рентген - защита или угроза?

Этот классический вид досмотрового оборудования разрабатывается уже несколько десятилетий. Современные рентгенотелевизионные установки, как правило, компьютеризированы. Выявление опасных веществ и устройств происходит на основе анализа прошедшего или обратно рассеянного рентгеновское излучения. Все шире в этих установках используется принцип регистрации рентгеновского излучения в двух областях энергетического спектра (dual energy X-ray transmission system), а также компьютерная томография для получения и анализа изображения контролируемых предметов. Спектр выпускаемых рентентгенотелевизионных установок, стационарных и мобильных, очень широк и они адаптированы для самых разноооборазных условий применения.

Мировыми лидерами в производстве рентгенотелевизионных установок для досмотра багажа являются компании Smith Heimann (Германия), L3 — Communications (США), Rapiscan Security Products (Англия). Стоит подчеркнуть, что недавно появилось несколько «низкодозных» рентгенотелевизионных установок (с мягким рентгеновским излучением) для досмотра людей, в том числе разработанных и в России. Однако перспективы применения этих установок в США и Европе представляются очень сомнительными. Так, в статье, опубликованной газетой “The New York Times” под заголовком “New Airport X-Rays Scan Bodies, Not Just Bags“ Дэвид Дж. Бреннер, профессор радиационной онкологии университета Колумбия, говорит, что лично он постарался бы избежать риска даже низкого облучения в результате рентгеновского досмотра. ”Вот в чем вопрос… Хотели бы вы добавить еще к уже существующим рискам?”, — спрашивает профессор Бреннер и рекомендует избегать подобного оборудования, прежде всего, беременным женщинам и детям. ”Существуют другие технологии, которые, возможно, делают подобную работу также хорошо, но без дополнительного облучения”, — говорит профессор Бреннер.

Радиолокация для обнаружения взрывчатых веществ

В последние годы на первый план вышли досмотровые установки, работа которых основана на технологии радиолокационного сканирования, то есть на излучении активных миллиметровых волн. В отличие от рентгеновского излучения они абсолютно безвредны для людей, так как мощность излучаемого сигнала в десять тысяч раз ниже мощности сигнала мобильного телефона. Обнаружение предметов на всем теле человека с применением этой технологии происходит очень быстро — за час через установку проходит до 600 человек, при этом формируется трехмерное изображение, которое сразу же выводится на мониторы операторов. Также ведутся разработки по программной дифференциации (на основе радиолокационного сканирования) жидких веществ органического и неорганического происхождения, что позволит решить проблему выявления жидких взрывчатых веществ. В настоящее время отсутствие надежных методов выявления этих веществ привело к запретам на пронос пассажирами жидкостей.

Массовое распространение радиолокационных сканирующих порталов (или микроволновых сканеров), по сути, только начинается. Однако они уже используются в правительственных учреждениях, транспортных центрах (прежде всего, аэропортах), на военных объектах таких технологически “продвинутых“ стран, как Великобритания, Израиль, США, Япония, Мексика, Таиланд и ряд других.

В России также началось применение этой техники: в международных аэропортах “Шереметьево”, “Домодедово” и “Внуково” успешно используются микроволновые сканеры SafeScout 100 компании “L3 — SafeView“ (США), которые позволяют обнаружить любые предметы из различных материалов: дерева, пластика, металла, керамики и т.д. Кроме того, сканер SafeScout 100 прошел сертификацию Министерства Обороны РФ для применения на его объектах.

Ряд СМИ в сообщениях об этих сканерах, отмечая их эффективность,  подчеркивают их более высокую стоимость по сравнению с российскими рентгенотелевизионными сканерами (разница в стоимости — 20-30%), а также тот факт, что формируемое изображение человека “раздето”. И даже если такое изображение доступно только операторам, это неприемлемо с этической точки зрения.

Но производитель уже предложил решение: при выводе изображения на экран интимные части тела человека закрываются для операторов. Кроме того, активно развивается автоматическое обнаружение подозрительных веществ и устройств с применением специального программного обеспечения, чтобы минимизировать участие человека в этом процессе, а в конечном счете и исключить. Более того, проблема “раздетого” человека точно также стоит и при применении рентгенотелевизионных сканеров: “У адвокатов из Американского союза по гражданским правам похожие основания для возражений, они называют такое обследование на рентгеновском оборудовании «виртуальным стриптиз-досмотром» и призывают конгресс США запретить использование подобных сканеров при процедуре досмотра” (из вышеприведенной статьи ”The New York Times”).

Что касается большей стоимости, то стоит учесть, что микроволновые сканеры выпускаются всего несколько лет и масштабы их выпуска, естественно, не очень велики, в отличие от традиционных рентгенотелевизионных установок, выпускаемых несколько десятилетий. Очевидно, что по мере развития технологий и роста выпуска стоимость сканеров будет снижаться.

Однако, по мнению профессора Прозорова, главное — то, что на основе технологии радиолокационного сканирования можно создавать принципиально новые пропускные пункты, в которых эта технология будет интегрирована в строительные конструкции и предметы интерьера помещений. Проходящие же люди даже не будут знать о том, что они проходят досмотр. При достаточном снижении стоимости досмотровой техники в такой пропускной пункт можно превратить, например, вход в метро. Практически все технологические предпосылки для этого уже, что называется, на подходе.

Ориентация на комплексные системы

В настоящее время досмотровые установки одного типа не могут обеспечить гарантированного обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Естественным выходом из этой ситуации является переход к комплексным системам. Применительно к обеспечению авиационной безопасности предлагается такое ее определение: для более полного обеспечения безопасности полетов гражданской авиации от актов терроризма необходимо использовать при контроле багажа и ручной клади авиапассажиров на наличие опасных веществ и устройств комплексную систему из нескольких последовательных барьеров. Например, такая система может состоять из нескольких последовательных барьеров, предусматривающих общий контроль аэропорта со зданиями и сооружениями и прилегающей к нему территории, подъезжающего к аэропорту транспорта, контроль обслуживающего персонала, досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, наблюдение за провожающими и встречающими гражданами.

Первый барьер должен быть оснащен техническими средствами, позволяющими с вероятностью 99% обнаружить скрытые предметы и вещества за время 6-10 секунд при допустимой вероятности ложных тревог не более 10%. Следующий барьер должен предусматривать контроль тех объектов, которые вызвали подозрение на первом барьере. Также обеспечивается контроль всех внутренних помещений аэровокзального комплекса, а значит, и всех субъектов, находящихся на территории аэровокзала. Продолжительность контроля на втором барьере допускается до 20 секунд при вероятности ложных тревог не более 5% и вероятности правильного обнаружения скрытых веществ и предметов не менее 99%. На данном этапе контроль может осуществляться при участии оператора.

При этом системы поиска взрывчатых веществ и взрывных устройств, применяемые на втором барьере, могут пользоваться информацией о контролируемых объектах, полученной на установках первого барьера. Если на втором барьере присутствует оператор, то отпадает необходимость в третьем барьере.

И, наконец, последний, третий барьер предусматривает обязательный досмотр пассажиров, их багажа и ручной клади. Он должен включать в себя высокоэффективные установки (как стационарные, так и мобильные), позволяющие за 1-2 мин выявлять вещества, материалы и изделия повышенной опасности с эффективностью не менее 99% при вероятности ложных тревог не более 1%.

Комплексная система обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств на основе сканера SafeScout

Комплексная система обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств на основе сканера SafeScout

Источник: Борлас Секьюрити Системз, 2007

Комплектоваться такие комплексные системы могут по-разному в зависимости от конкретных условий и требований. Мы можем только надеяться, что общая организация безопасности аэропортов, к которой сейчас привлечено столь пристальное внимание общественности, будет улучшена. Что же касается разгильдяйства и халатности персонала аэропортов — здесь остается уповать на то, что эти характерные черты будут изживаться. Но, очевидно, это произойдет не столь быстро, как хотелось бы. В связи с этим, подчеркивает профессор Прозоров, заслуживает особого внимания тенденция в развитии досмотрового оборудования и особенно комплексных систем, направленная на минимизацию “человеческого фактора“. В частности, создаются такие регламенты и процедуры, когда изображения, полученные с помощью досмотрового оборудования, анализируют люди, находящиеся в разных местах и не связанные между собой. Тем самым исключается, в частности, какой-либо сговор и обеспечивается большая эффективность мер безопасности.

Что могут предложить россияне?

Производство досмотрового оборудования становится быстроразвивающейся отраслью промышленности, для которой характерна высокая степень конкуренции. И это хорошо, так как побуждает производителей к совершенствованию своей продукции. Однако российские производители в этой отрасли, к сожалению, не очень заметны.

Каковы причины такой ситуации? Как и во многих других отраслях, это, прежде всего, следствие отсутствия четкой политики в области досмотрового оборудования, его применения, разработки и производства. Такая политика должна предполагать концентрацию сил на выбранных направлениях создания досмотрового оборудования. Очевидно, что в условиях интеграции нашей страны в мировую экономику не стоит пытаться разрабатывать и производить весь спектр этого оборудования. Однако многое зависит не только от политики органов власти, но и непосредственно от предприятий и организаций, занимающихся разработкой и производством досмотрового оборудования, тем более, что многие из них уже не являются государственными. В данном случае отечественные производители, как и во многих других отраслях, до сих пор часто делают не то, что нужно рынку, что востребовано, а то, что они привыкли делать, то, что делали десятилетиями. Они придерживаются тех направлений, которые были первостепенными раньше, но сейчас отодвинуты или отходят на второй план.

Тем не менее, как отмечает профессор Прозоров, наш вклад в современные  специальные технологии безопасности все-таки значителен, хотя в большей степени в виде продукции зарубежных фирм. Системы безопасности мировых лидеров, включая досмотровое оборудование, разрабатываются не без участия российских специалистов — инженеров, математиков, физиков, химиков, психологов. Что же касается отечественных предприятий, то запросы потребителей расставят все по своим местам и вынудят их либо совершенствовать оборудование в соответствие с веяниями времени, либо покинуть рынок.

Алексей Резниченко

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS