Тема месяца

ИТ на порядок увеличивают степень рентабельности клиники

ИТ на порядок увеличивают степень рентабельности клиники

Применение комплексных информационных систем, позволяющих организовать управление поликлиникой, больницей, стационаром или медицинским центром на современном уровне, хоть медленно, но верно становится нормой для многих отечественных медицинских учреждений. Используя новые ИТ, можно на порядки повысить не только качество лечения и уровень медицинских услуг, но и степень эффективности, то есть рентабельности, использования ресурсов.

Государственная политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение качества и доступности медицинской помощи. В рамках бюджетного финансирования отрасли, нацпроекта "Здоровье", федеральных целевых программ государство постепенно улучшает материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений, создает высокотехнологические медицинские центры на территории всей страны.

Высокая значимость для государства и общества роста качества медицинской помощи, увеличения эффективности инвестиций в здравоохранение является основной причиной развития систем электронного управления в медицине. В России задачи внедрения современных инфокоммуникационных технологий в этой отрасли включены в перечень задач, решаемых, в частности, в рамках ФЦП "Электронная Россия", программы "Электронная Москва" и др.

Очевидно, что медицинские организации получают значительные преимущества от применения новейших достижений в области ИТ. Программы для автоматизации рабочего места врачей разных специальностей могут существенно облегчить их труд и сэкономить рабочее время. Так, имеющееся уникальное специализированное ПО, разработанное сугубо для профессионального использования в медицине, позволяет автоматизировать работу медицинских и оздоровительных учреждений, поликлиник, лабораторий, регистратур, аптек, кабинетов диагностики, стоматологических кабинетов.

Важнейшее условие обеспечения качества и доступности медицинской помощи – повышение эффективности работы каждого поставщика медицинских услуг. С помощью же ИТ система здравоохранения и каждая медицинская организация могут существенно совершенствовать условия своей деятельности. А информационная интеграция медицинских служб и учреждений при этом будет способствовать значительному снижению как финансовых, так и временных затрат, минимизации различных неудобств, связанных с традиционными для России условиями получения медицинской помощи.

Трудности оценки ROI

На современном этапе развития российская система здравоохранения представляет собой сложный комплекс государственных, ведомственных и частных учреждений с разными моделями управления и ведения бизнеса. Зачастую используемые ими информационные системы разрабатывались для отдельных независимых учреждений и служб. Вполне логично, что в своем большинстве они несовместимы друг с другом, как правило, ориентированы на поддержку деятельности отдельного лечебного учреждения и продвижение его услуг. Интегрировать подобные ИС в некое целое фактически не представляется возможным. Все эти факторы серьезно затрудняют выработку единых критериев оценки эффективности инвестиций в информационные технологии в медицинских организациях.

Плюс к этому информационные системы для лечебных учреждений сложны как с технической, так и с организационной точки зрения. Они накапливают большие объемы специальной информации, содержат данные о неограниченном числе пациентов, обеспечивают сохранность этих данных в течение длительного времени, представляют строго конфиденциальную информацию, и их создание, внедрение и последующая поддержка – это сложный, дорогостоящий и нередко долгосрочный процесс, что также затрудняет подсчет ROI.

Тем не менее, практика внедрения таких систем убедительно демонстрирует, что ИТ является эффективным средством успешного развития медицинского учреждения. Используя инструментарий, предоставляемый ИТ, можно многократно повысить качество лечения и продуктивность работы медиков. Опыт ведущих клиник, применяющих современные ИТ, демонстрирует значительное повышение оперативности работы, степени удовлетворенности медперсонала своим трудом, степени соответствия медицинским нормативам. Помимо этого, высокие технологии упрощают документооборот в лечебных учреждениях , повышают надежность ведения историй болезни непосредственно на местах лечения. Благодаря постоянному доступу к точной информации новейшие ИТ позволяют оперативно корректировать курс лечения и существенно снижать риск врачебных ошибок.

С точки зрения эффективности для бизнеса ИТ способствуют существенному сокращению административных расходов, достижению ощутимой экономии ресурсов, повышению эффективности работы врачей. Не меньшее значение имеет также социально-экономический эффект – применение, например, электронной системы выписки рецептов может значительно "облегчить жизнь" пациентов.

Таким образом, внедрение современных ИТ повышает качество ухода за больными благодаря возможности мгновенного доступа к самой актуальной информации о пациентах, а также сдерживает постоянный рост расходов на лечение, делая максимальными его эффективность и результативность. Успехи автоматизации всех ключевых технологических и административных процессов в медицинских учреждениях путем внедрения информационных технологий в процесс оказания медицинских услуг можно оценить на примере информатизации отделения сосудистой хирургии института им. Н.В. Склифосовского1 и внедрения комплексной системы управления в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова2 .

Будущее за интеграцией

Преобразование системы здравоохранения, широкое распространение в отрасли современных ИТ создает значительный потенциал для повышения уровня здоровья населения. Внедрение электронных интегрированных систем управления (ИСУ) позволит расширить перечень предоставляемых услуг, повысить их качество и эффективность, уменьшить затраты (уменьшая потребность в проведении одинаковых анализов, снижая количество людей, поступивших в лечебные заведения, и т. д.), повысить эффективность обслуживания пациентов. Последнее возможно путем уменьшения числа предотвратимых медицинских ошибок и упреждающего предоставления рекомендаций лицам, страдающим хроническими заболеваниями. Кроме того, ИСУ позволят решать задачи, связанные с обеспечением соответствия нормативным и другим требованиям, помогут изменить способы доступа к данным и услугам, предоставят возможности для самообслуживания, уменьшат затраты, связанные с использованием традиционных бумажных форм и средств ввода данных, расходы на заполнение анкет и оплату услуг сотрудников, занимающихся приемом пациентов.

В то же время многие из используемых в настоящий момент ИТ-решений из-за сложности задач, которые те призваны решать, имеют ограниченные области применения и ставят медицинские организации в рамки жестких, заранее установленных правил собственного использования. Это является причиной распространения отдельных направлений автоматизации, применения несовместимых технологических платформ и стандартов, что значительно затрудняет оперативный доступ к нужной информации. А, учитывая, что в свое время на разработку подобных систем были затрачены большие средства, учреждения здравоохранения весьма неохотно соглашаются на модернизацию и до сих пор используют во многом устаревшие технологии.

Однако рано или поздно медицинским организациям все равно придется на это пойти. Ведь за счет внедрения общей электронной инфраструктуры здравоохранения, универсального пользовательского интерфейса, приложений, поддерживающих единые средства управления данными пользователей, проверки подлинности и авторизации в рамках различных служб, а также за счет применения совместимых решений на основе стандартов, предназначенных для различных платформ, медучреждения получат огромные преимущества.

Наконец, использование современных технологий, обеспечивающих непрерывный интегрированный характер деятельности, позволит учреждениям сферы здравоохранения изменить методы работы. Весьма отрадно, что за последние годы все больше медицинских учреждений выражают готовность осуществлять значительные долговременные инвестиции в решения, способные справляться с проблемой сложности масштабных информационных систем для медицины, увеличивать производительность труда сотрудников сферы здравоохранения и повышать эффективность предоставления услуг. Конечно, финансовый кризис несколько скорректирует эту активность, хотя есть все основания полагать, что в государственном и ведомственном секторах подобные коррективы будут минимальными.

  1 www.itcontent.ru/archives/it-news/aquamed

  2 www.strf.ru/science.aspx?CatalogId=222&d_no=14857

Елена Баканова

Андрей Столбов

Андрей Столбов:
Важно двигаться не просто "вперед", а в "правильном" направлении

На вопросы CNews отвечает Андрей Столбов, д.т.н., заместитель директора МИАЦ РАМН, профессор кафедры организации здравоохранения с курсом медицинской статистики и информатики факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, зам. главного редактора журнала "Врач и информационные технологии".

CNews: Как вы оцениваете ситуацию с развитием медицинской информатики в России в целом?

Андрей Столбов: В целом положительно, хотя бы потому, что сегодня уже не надо никого убеждать и доказывать, что ИКТ нужны здравоохранению. Если кто-то еще и не понимает этого, то только от неинформированности и незнания. Но это уже другая задача, в том числе нашей системы додипломного и последипломного образования медицинских работников и управленческих кадров. С другой стороны, сегодня мы наблюдаем огромный разрыв между потенциальными возможностями, которые могут предоставить ИКТ, и реальной практикой их применения в отечественном здравоохранении и медицине. Однако надо сказать, что это общемировая ситуация.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS