Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Интегрированная банковская система «Гефест»

В середине 90-х годов отдельную категорию клиентов компаний-разработчиков банковского программного обеспечения сформировали банки со средним объемом капитала и разветвленной сетью региональных филиалов и отделений. Для их полноценной работы была необходима система, которая могла обеспечить построение единого информационного пространства, обрабатывать внушительные объемы информации и быть доступной по цене. Проведенные в то время исследования технологий работы конкретных кредитных организаций позволили компании «ПрограмБанк» создать качественно новый банковский программный продукт — интегрированную банковскую систему «Гефест».

Перечисленные выше качества плюс большие функциональные возможности входящих в систему модулей, и обеспечивающих сквозную автоматизацию технологических процессов практически всех подразделений банка, а также уникальные возможности настройки и адаптации системы «Гефест» для нужд конкретного заказчика, сделали ее весьма привлекательной для указанной категории клиентов.

Активное продвижение ИБС «Гефест» на рынок началось сравнительно недавно — только в 2001 году, однако уже 2002 год прошел для компании под ее знаком. На этот период пришлось большинство контрактов с банками, изъявившими желание перейти на систему «Гефест» с программных продуктов других разработчиков или с систем собственного производства. В настоящий момент ИБС «Гефест» эксплуатируется более чем в тридцати российских банках и их филиалах.

Система «Гефест» обладает рядом мощных механизмов, позволяющих реализовывать и поддерживать индивидуальные решения для конкретных банков на базе стандартных поставок версий системы. При этом важно отметить, что в процессе установки очередной версии заменяются только базовые настройки, индивидуальные же настройки банка остаются без изменений — они-то и формируют лицо конкретного решения на основе каждой новой версии системы. Механизмы наследования и сопоставления версий настроек позволяют легко использовать в индивидуальных настройках банка новые возможности системы.

Многие клиенты компании «ПрограмБанк» активно используют механизмы наследования в индивидуальных настройках. Можно даже сказать, что стандартный вариант поставки ИБС «Гефест» существует только внутри проекта, каждый же отдельный клиент компании использует ее как индивидуальное решение. Примеры такого использования многообразны: от схем проводок, до собственных функциональных модулей, разработанных на основе стандарта API-Гефест. Иными словами, специалисты проекта, основываясь на поставке стандартных версий ИБС «Гефест», предлагают универсальное решение и набор услуг, аналогичных ведению индивидуальной версии продукта.

Используемое компонентное построение системы позволяет специалистам проекта «Гефест», либо банку самостоятельно, выполнять настройку и обновление отдельных модулей в режиме реального времени, зачастую не останавливая работу системы в целом. Сотрудники компании либо сотрудники банка под контролем специалистов компании в любой момент могут внести изменения в отдельные функции системы «Гефест», а имеющийся механизм интерпретации и динамической поддержки связей позволяет сразу же учесть произведенные изменения непосредственно в работе системы. Благодаря этому, большинство доработок системы, выполнения которых в других условиях пришлось бы ожидать несколько дней, производится практически мгновенно.

Компания «ПрограмБанк» была первым отечественным разработчиком, использовавшим в качестве платформы для банковской учетной системы постреляционную СУБД Cache’, вызвавшую в свое время неоднозначную реакцию у сотрудников подразделений автоматизации отечественных банков и впоследствии составившую серьезную конкуренцию реляционным базам Oracle. Использование постреляционной СУБД Cache’ позволило создать современную банковскую систему с высокой производительностью и масштабируемостью.

По заключению лаборатории корпорации Kraftway, которая в 2003 году проводила испытания ИБС «Гефест» с использованием многозадачного алгоритма вычислений, система продемонстрировала высокую скорость и надежность при работе с объемами данных порядка 20 Гбайт. На четырехпроцессорной платформе начисление процентов по 500 тыс. лицевых счетов за месяц заняло менее 30 минут, т.е. скорость обработки составила около 16,7 тыс. счетов в минуту. В ходе эксперимента была отмечена почти линейная зависимость между производительностью системы и числом процессоров в конфигурации сервера. Измерения показали, что при удвоении числа процессоров производительность системы увеличивается примерно в 1,9 раза. Кроме того, за все время тестирования, а эксперимент проходил трое суток, система «Гефест» работала устойчиво, не допустила ни одного сбоя и ни разу не «подвесила» сервер.

Еще одна особенность системы «Гефест», о которой неоднократно писали специализированные издания — это ее возможность обеспечить работу банка с единой «многофилиальной» базой по дешевым каналам связи. Для полноценной удаленной работы небольшого отделения банка, эксплуатирующего ИБС «Гефест», достаточно обычного коммутируемого канала. При этом скорость и качество работы будут такими же, как если бы рабочие места отделения находились непосредственно в центральном офисе банка. То же самое можно сказать и об удаленном администрировании и мониторинге системы силами специалистов самого банка с использованием все тех же недорогих коммутируемых каналов связи, в том числе, и каналов интернет. Администрирование и контроль над всеми операциями удаленных филиалов и отделений может осуществляться непосредственно из головного офиса банка.

Нетребовательность ИБС «Гефест» к каналам связи, а также возможность ее работы по каналам интернет позволили реализовать удаленное сопровождение системы в банках специалистами компании «ПрограмБанк», благодаря чему удалось свести к минимуму время разрешения нештатных ситуаций в банках и восстановления системы после сбоя. При наличии проблем в процессе эксплуатации системы в банке, расположенном на любом отдалении от столицы, специалисты компании могут, конечно, с разрешения самого банка, за считанные секунды получить доступ к системе по защищенным каналам связи, провести мониторинг ситуации, оперативно устранить проблемы или оказать помощь пользователям в процессе эксплуатации системы. Согласитесь, что такая услуга очень важна для любой автоматизированной системы, функционирующей в режиме реального времени, а тем более, для специализированной банковской системы.

Программные продукты компании «ПрограмБанк»:

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS