Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

Нужна ли ERP кризисным предприятиям?

Способны ли ERP помочь предприятию выйти из кризиса? Подобный вид «сервиса» является объективной потребностью российского рынка сегодня. С этим вопросом мы обратились к экспертам компаний-производителей ERP-систем — SAP, Oracle, Microsoft, Парус, Галактика и Монолит.

ERP позиционируются как системы, позволяющие вывести предприятия на новый уровень конкурентоспособности. Широко известен опыт всемирно известных корпораций (таких как Boeing, Sony или Thales Group), которые за счет внедрения ERP существенно усилили свои позиции на рынки. Однако в данном случае речь шла о крупнейших мировых корпорациях, давно завоевавших лидирующие места на глобальных рынках. Цель внедрения состояла в том, чтобы еще более усилить позиции. В России ситуация принципиально другая. Примеру мировых лидеров могли последовать только отечественные сырьевые ТНК плюс около десятка машиностроительных предприятий ВПК, более-менее известных на мировом рынке. Однако российский промышленный сектор — это не десяток, и не сотня компаний. Это 45 тыс. только машиностроительных предприятий. Причем большая часть из них не то, что неизвестны в мире, но даже на внутреннем рынке с трудом держат товарную нишу не более 5–10%. Таким образом, речь идет, если не о глубоком кризисе на большинстве предприятий, то об их стагнационном развитии.

В этой связи вопрос о том, как ERP позволяет лучшим стать еще лучше отходит на второй план, а на первую полосу выходит другой, быть может, более важный — способны ли ERP помочь кризисным предприятиям выйти из кризиса?

Существует, мнение, что внедрение ERP на кризисных предприятиях — мера бесперспективная, если только это не средство повысить капитализацию компании с целью последующей продажи. Стагнирующим предприятиям опасно брать дорогостоящие займы под проекты внедрения ERP, да их и вряд ли кто предоставит за исключением, быть может, государства в соответствии с программой внедрения подобных систем (если бы таковая имелась). Проблемы кризисного предприятия могут быть так плохи, что ERP просто будет не купить.

Между тем, эксперты опрошенных компаний (SAP, Oracle, Microsoft, Парус, Галактика и Монолит) четко указали на сегмент, в котором ERP могут использоваться в качестве антикризисной меры, а в каком случае они бесполезны. Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать:

  • причины стагнации/ кризиса на предприятии;
  • концепцию наработки конкурентных преимуществ, избранную предприятием.

Причины кризиса можно разделить на два класса.

Во-первых, неоптимальность бизнес-процессов как фактор кризиса. На предприятии не отлажен контроль за потоком денежных средств, менеджмент предприятия не способен получить оперативную и достоверную информацию для принятия управленческих решений, предприятие не способно оперативно изменять качество и структуру предложения под воздействием изменения рыночного спроса.

Во-вторых, проблема кризиса может быть «технологическая». Из-за плохого качества, морально устаревшего модельного ряда, износа основных фондов, неспособности осуществлять массовый выпуск предприятие не может обеспечить спрос на свою продукцию.

В первом случае низкая рентабельность продукции не означает ее невостребованность на рынке. Если спрос на продукцию есть, то улучшение рыночных позиций предприятия возможно и необходимо за счет снижения издержек управления — и этот класс проблем решается с помощью внедрения ERP. Соответствующая ИТ-стратегия становится одной из первых антикризисных мер.

ERP искореняет разобщенность между подразделениями, позволяет создать непрерывные цепочки взаимодействия между управленческими отделами, цехами, клиентами и поставщиками. Если природа кризиса на предприятии имеет значительную структурную составляющую (отсутствие четкой иерархии отделов, должностных инструкций и т.д.), внедрение ERP должно, по крайней мере, снять эту проблему. Да и потом, отсутствие целостности, фрагментарность информации — прекрасная среда для воровства сырья или комплектующих. Кроме того, хорошая информационная система позволяет качественно осуществлять бюджетирование и управление расходами, что зачастую дает возможность снизить себестоимость продукции и, как следствие, повысить рентабельность затрат.

Во втором случае, когда проблема не в низкой рентабельности (в отсутствии спроса на продукцию даже в дешевых ценовых нишах), реструктуризацию необходимо начинать с обновления рыночного предложения и модернизации производственной инфраструктуры — в общем, всего того, что позволяет технологически развить производство. ERP в данном случае помочь не сможет.

Очевидно, что проблемы у отечественных предприятий есть и в производстве, и в управлении. Пожалуй, найдется немного предприятий, на которых уровень износа основных фондов ниже 50%. Это резко сокращает, но вместе с тем, конкретизирует сегмент гарантированных заказчиков ERP-систем. К настоящему времени в российской промышленности сложились уникальные условия (которые, кстати, сохранятся недолго), когда существует класс предприятий, которые даже при деградации производств выпускают востребованную на рынках (в т.ч. и на мировых) продукцию. Существование этого класса предприятий стало возможным благодаря опережающему технологическому заделу, созданному в советский период, главным образом на предприятиях ВПК. В течение определенного времени такие предприятия способны выдерживать конкуренцию на рынке даже при значительном износе фондов. Не имея средств на глубокое технологическое перевооружение, такие предприятия будут ориентироваться на менее затратные, по сравнению с обновлением фондов, пути экономии издержек — информатизацию производственного цикла (от предконтрактных работ, до продажи, эксплуатации, и постпродажного обслуживания продукции), стараясь таким образом закрепить свои рыночные позиции в среднесрочной перспективе.

Итак, способны ли ERP стать инструментом преодоления кризиса на предприятии, зависит от того, каковы причины кризиса — управленческие или технологические. В большинстве случаев российские предприятия страдают и тем и другим классом проблем. В этом случае результативность использования на производствах информационных систем зависит от того, насколько реализуемая ИТ-стратегия сопряжена с бизнес-стратегией предприятия, т.е. с выбранной политикой наработки конкурентных преимуществ. Системы ERP-класса являются эффективным инструментом в первую очередь снижения издержек управления. И если предприятие делает ставку на стратегию снижения издержек производства, то роль ERP-систем здесь будет крайне высока.

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS