Universal Partner

SoftKey

Феликс Мучник: Основной оборот всем онлайновым магазинам будет делать малый и средний бизнес

Феликс Мучник 
В интервью CNews.ru генеральный директор ЗАО «Софткей» Феликс Мучник рассказал о практике продаж программного обеспечения через интернет, обозначил основные тенденции этого сектора рынка и дальнейшие перспективы e-commerce в России в целом.

CNews.ru: Компания SofKey занимается продажей программ через интернет. Насколько экономически эффективен этот вид бизнеса в России? Что заставило вас обратиться именно к такой практике продаж, и на какой рынок потребления вы прежде всего ориентируетесь — на западный или российский?

Феликс Мучник: Мы занимаемся онлайновой продажей и регистрацией программ уже более трех лет. Первоначально это была служба регистрации программ Shareg.com, однако примерно год назад мы создали ЗАО «Софткей» и сервис Softkey.ru, ориентируясь, в первую очередь, именно на российский рынок.

Почему мы вообще занялись этим? Огромное количество программного обеспечения (особенно программы, распространяющиеся по принципу shareware) поставляется через интернет — в электронном виде. Приобретаются эти программы также через интернет. В мире этот способ продаж развит очень хорошо — существует довольно большое количество фирм-регистраторов, таких, как Digital River, ShareIt, Regsoft, Emetrix и так далее, через которых можно легко и удобно приобрести любую понравившуюся программу. Однако в России таких сервисов регистрации попросту не было. Это создавало большие проблемы как российским пользователям, так и разработчикам программ. Поэтому мы и решили создать подобный сервис регистрации, искренне веря в то, что в России должен существовать свой собственный рынок онлайновых регистраций. Практика показала, что мы не ошиблись.

CNews.ru: Какой величиной вы бы оценили объем рынка продаж ПО через интернет в России?

Феликс Мучник: Разумеется, в России пока рынок продаж не такой уж и большой по сравнению с зарубежьем, однако в этом году, по нашим оценкам, общий оборот составит около $3 млн., а в следующем году — порядка $10–15 млн. На первый взгляд, это достаточно немного, однако если учесть, что еще в прошлом году оборот был менее одного миллиона, то подобная динамика весьма впечатляет. Конечно, в дальнейшем она не будет расти такими взрывообразными темпами, но, тем не менее, тенденция дает повод для оптимизма.

CNews.ru: Столкнулись ли вы с конкуренцией в своем рыночном сегменте?

Феликс Мучник: На данный момент — практически нет. Дело в том, что Softkey.ru сейчас является фактически единственным регистратором на российском рынке. По нашим оценкам, мы занимаем сейчас порядка 70–80% этого рынка. Остальная часть — либо разовые продажи крупных дистрибьюторов (большинство из них в интернете свои программы реализует через нас), либо частные продажи независимых разработчиков.

CNews.ru: Намерены ли вы каким-либо образом преобразовывать Softkey для расширения своего присутствия на рынке онлайновой торговли ПО? Если да, то какие новые виды сервиса вы намерены предоставить в ближайшем будущем?

Феликс Мучник: В общем, расширять свое присутствие пока нет необходимости, потому что мы на рынке и так практически единственные. Однако мы прекрасно понимаем, что скоро на этот рынок обратят внимание какие-то другие фирмы, поэтому наша основная задача — удержать лидерство в момент появления конкурентов. Но мы не ждем появления конкурентов, чтобы начать работать над этой задачей. Softkey.ru и создавался как достаточно мощный механизм, способный удовлетворить любые запросы как покупателей, так и авторов, и на данный момент технологические возможности системы Softkey.ru используются всего на 20–30%. Между тем, в системе заложены такие виды сервиса, как поддержка дилерских и аффилиатных сетей, механизмы для проведения рекламных компаний, поддержка купонов и скидок, встроенная система технической поддержки пользователей и так далее. Причем все эти развитые возможности использует очень малая часть производителей программного обеспечения.

Кроме того, недавно мы открыли собственный контент-проект для информационного сопровождения продаж — онлайновый журнал Softkey.info. Также среди ближайших планов — динамичное расширение ассортимента за счет открытия английского варианта «Софткея» для зарубежных разработчиков.

CNews.ru: Кто именно продает через SoftKey программы — крупные софтверные бренды либо же частные разработчики? Если и те, и другие, то кто преобладает?

Феликс Мучник: И те, и другие, причем явного преобладания кого-то из них не заметно. Есть маленькие и очень маленькие компании, которые продают через нас в том же объеме, что и крупные бренды. Стоит только посмотреть на верхние строчки рейтинга на первой странице Softkey.ru — «Лаборатория Касперского» и Ritlabs (The Bat!). Это два наших бесспорных лидера. Однако в «Лаборатории Касперского» работает порядка 200 человек, а в Ritlabs — 15…

CNews.ru: Считаются ли крупные разработчики ПО с рынком онлайновых продаж, или же они его пока вообще всерьез не воспринимают?

Феликс Мучник: Прошли те времена, когда крупные разработчики с пренебрежением относились к рынку онлайновых продаж. Сейчас с ним считаются практически все крупные производители. Среди наших клиентов — «Лаборатория Касперского», «Парагон», «Медиахаус», «Арсенал» и так далее. Причем чем большее внимание производитель уделяет интернету, тем более адекватный результат он получает. Так, например, «Лаборатория Касперского» уже довольно давно занимается интернет-продажами в России, и сейчас их доля онлайновых продаж составляет порядка 10%. Эта цифра очень похожа на объем онлайновых продаж крупных компаний на Западе.

Кстати говоря, интерес крупных разработчиков к онлайновому рынку очень хорошо продемонстрировала недавно прошедшая конференция ISDEF'2002, проводимая ISDEF — ассоциацией производителей shareware. На конференции разработчики и регистраторы обсуждали различные вопросы онлайновых продаж, — так вот, большой интерес к конференции проявили крупные российские и западные фирмы, которые сочли необходимым приехать и выступить.

CNews.ru: Какие именно программы продаются лучше всего?

Феликс Мучник: Продаются практически все программы — как для домашних пользователей, так и для корпоративных. По нашей статистике, каждая третья программа из нашего каталога продавалась хотя бы один раз. Хотя в общем объеме пока преобладают программы для организации работы с интернетом: почтовые и прокси-серверы, почтовые клиенты, программы для закачивания файлов и так далее. Традиционным спросом пользуются различные антивирусные программы. В последнее время начали расти продажи обеспечения для КПК, бухгалтерских программ для небольших организаций, программ для образования.

CNews.ru: Кто приобретает лицензионное программное обеспечение через SofKey — фирмы или частные лица? Какая доля корпоративных лицензий в общем числе продаж программного обеспечения?

Феликс Мучник: Это очень интересный вопрос, потому как наша статистика резко отличается от статистики зарубежных регистраторов. За рубежом основной потребитель электронных версий программ — частный пользователь. У нас, в силу различных факторов (неразвитость систем электронных платежей, недоступность коробочных версий программ в некоторых регионах и т.д.), более 80% оборота и около 50% выписанных счетов — это средний и малый бизнес, государственные организации, банки и так далее. То есть у нас, в отличие от Запада, основными покупателями программ через интернет являются фирмы.

CNews.ru: Какие виды оплат принимает Sofkey? Какой вид оплат, на ваш взгляд, наиболее популярен в России?

Феликс Мучник: Мы принимаем платежи более чем десятью различными способами: для фирм и организаций — безналичные платежи, для частных лиц — через Сбербанк, пластиковые карты, системы электронных платежей «Яндекс.Деньги», WebMoney, «Рапида», «КредитПилот» и так далее. Наибольшей популярностью среди частных лиц — видимо, в силу привычки, а также из-за пока небольшой развитости электронных средств платежей, — пользуется Сбербанк. Хотя именно в последнее время наблюдается рост количества оплаченных счетов по пластиковым картам и через системы электронных платежей.

CNews.ru: Каким образом осуществляется защита электронных платежей? Можете ли вы гарантировать своим клиентам безопасность при оплате с кредитных карточек?

Феликс Мучник: Я бы разделил этот вопрос на две части. Защиту конфиденциальной информации о клиентах мы обеспечиваем и возможностью защищенного режима доступа к сайту, и тем, что хостинг сайта и обслуживание СУБД Oracle осуществляет дата-центр DataFort, одними из основных функций которого и являются защита данных своих клиентов от несанкционированного доступа.

А вот что касается момента оплаты — так мы не работаем с информацией о кредитных картах или электронных кошельках клиентов. Более того, мы эту информацию даже не видим. Обработка платежей — задача наших партнеров, профессиональных систем электронных платежей, — Assist, CyberPlat, «Яндекс.Деньги» и так далее. Могу сказать, что за прошедшее время, при ста тысячах выписанных счетов за три года, никаких претензий от клиентов к нам не поступало.

CNews.ru: Какие тенденции в развитии рынка онлайновых продаж, на ваш взгляд, будут преобладать в 2003 году?

Феликс Мучник: Я уже говорил про динамику объема рынка в области регистраций программ — она очень высока. Может быть, мы ее даже недооцениваем, потому что довольно трудно оценить будущий рост количества пользователей интернета в России.

Конечно, по-прежнему основной оборот всем онлайновым магазинам будет делать малый и средний бизнес. Частный клиент — это, скорее, клиент онлайновых магазинов 2004 года.

Все больше в онлайн будут приходить обычные оффлайновые магазины, но в 2003 году они будут использовать интернет больше для витрин и каталогов, чем для реальных продаж. Будет развиваться сопутствующая инфраструктура (службы доставки, электронные платежи и т.д.), но все это активно начнет использоваться только в 2004 году.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS